Истоки русского
предпринимательства и старообрядческая хозяйственная этика
«Пора
государственной мысли перестать блуждать вне своей земли, пора прекратить
поиски экономических основ за пределами Отечества, засорять насильными пересадками на родную почву; пора, давно пора возвратиться домой и познать в своих людях свою силу».
В.А.Кокорев, первый нефтезаводчик России
Усилиями
либеральных, прозападных идеологов и пропагандистов в массовое сознание
настойчиво внедряется миф о неспособности русских к эффективной
предпринимательской деятельности. Православная культура и этика, якобы, не
формируют тип личности, нацеленной на конкуренцию, успех и богатство.
Действительно,
экономические результаты во многом определяются глубинными мировоззренческими
факторами. Об этом убедительно писал крупнейший западный социолог Макс Вебер, который видел истоки современного капитализма в
протестантской этике, а начало бурного развития промышленности в Европе
напрямую связывал с переворотом в сознании, вызванным религиозной реформацией. В
то время о себе активно заявил новый тип предпринимателя: верующего-протестанта,
видящего смысл жизни в упорном труде и накоплении богатства. Этот капиталист,
ощущая себя избранником небес, с презрением относился к неимущим, воспринимая их как бесполезные, неодушевленные предметы. Возобладал
дух рационального покорения природы, захвата ресурсов, бездушной
эксплуатации целых стран и народов. По
существу протестантская этика является одним из краеугольных камней современной
глобализации.
Разумеется,
существуют альтернативные мировоззренческие системы, определяющие иные формы
ведения хозяйственной деятельности, но для нас принципиально важным является
понимание миссии и потенциальных возможностей православной цивилизации в
современном мире и построении глобальной экономики.
Нам часто
приходится сталкиваться с умышленными искажениями истории, замалчиванием не
только отдельных событий и имен, но и
злонамеренной подменой и фальсификацией при интерпретации основополагающих политических и экономических
процессов. Наивно было бы ожидать
объективного отношения к православному (особенно старообрядческому)
предпринимательству и хозяйству со стороны либеральных либо марксистских
историков и экономистов.
Обратимся к
историческим фактам. В конце 19 – начале 20 века по темпам экономического роста Россия стала мировым лидером. Сравнимые экономические успехи были лишь у
Японии. Буквально за несколько десятилетий объем промышленного производства вырос в 13 раз, а продукции машиностроения - в 40 раз. Бурными темпами
шла техническая модернизация. Доля производственного накопления составляла
15-20 процентов национального дохода, что было выше, чем в США. В период за
1885-1913 акционерный капитал российских предприятий увеличился более чем в 11
раз.
Это экономическое
чудо произошло благодаря тому, что на практике был реализован принцип «динамического
консерватизма». Синтез традиционной хозяйственной этики и передовых технологий
породил новое качество – бурное развитие промышленности и сельского хозяйства.
В тот период
времени было ослаблено давление на староверов со стороны властей, и энергия колоссальной силы вырвалась на свободу, проявив себя, прежде всего в
хозяйственной деятельности и благотворительности. Если обратиться к структуре собственности, то обнаруживается, что к началу двадцатого века
до 80% российского капитала принадлежало выходцам из старообрядческих согласий.
Выдающиеся
представители староверческих фамилий составляли ядро отечественного
предпринимательского корпуса. Среди них: В.А.Кокорев,
К.Т. Солдатенков, А.А. Пороховщиков, С.В. Морозов,
С.И. Мамонтов, М.Я. Рябушинский, Ф.А. Гучков и многие другие. Старовер-предприниматель с
верой в Бога и своей хозяйственной этикой стал достойным конкурентом и альтернативой капиталисту-протестанту и банкиру-иудею.
Поражает
масштаб личности, широта интересов, творческий подход к делу, упорство и
настойчивость в достижении цели этих незаурядных людей.
Так, Василий Александрович Кокорев (23.04.1817 – 22.04.1889), принадлежавший к староверам поморского согласия, основал
Закаспийское торговое товарищество, участвовал в учреждении Русского общества
пароходства и торговли, Волжско-Каспийского пароходства «Кавказ и Меркурий»,
Общества Волго-Донской железной дороги. Он по праву считается первым русским
нефтяником. В.А.Кокорев построил рядом с Баку первый
нефтеперегонный завод, привлекая к работе великого химика Д.И.Менделеева. Участвовал в учреждении Московского купеческого
банка и основал Волжско-Камский банк. Ему же принадлежала инициатива в
учреждении Общества уральской железной дороги. В.А.Кокорев был организатором страхового дела в России. Он стал создателем и председателем
правления «Северного страхового общества». Кроме того, это был крупный общественный деятель,
благотворитель и публицист. В.А.Кокорев отстаивал
экономический суверенитет России, указывая на пагубный, кабальный характер
внешних займов.
Купцы-староверы торговали
хлебом, лесом, металлом, бумажной пряжей. В их руках находились целые отрасли
экономики: хлебная и рыбная торговля, литейное производство, текстильная
промышленность. Банки и кредитные товарищества, основанные старообрядцами,
имели репутацию наиболее устойчивых и надежных.
Старообрядцы проявляли
интерес ко всему новому и имели склонность к работе с передовыми технологиями.
Это – строительство первого промышленного автозавода в России (АМО), вовлечение
торфа в энергетический баланс, создание условий для развития промышленной
энергетики, строительство линий электропередач высокого напряжения в восточном
Подмосковье (Гуслицы), нефтедобыча и нефтепереработка. развитие Донецкого
каменноугольного бассейна (строительство каменноугольной железной дороги
Донбасс-Мариуполь).
Ревнители
старой веры меньше всего могли рассчитывать на поддержку со стороны
государства. Вера и постоянная борьба за существование выковывали сильные и
стойкие характеры. Трудолюбие, честность, трезвость, сдержанность в
потреблении, сплоченность и взаимовыручка позволяли им добиваться зажиточности
и материального благополучия.
Православное
отношение к богатству хорошо выразил известный русский промышленник Тимофей Васильевич Прохоров. Он писал «Богатство часто приобретается ради тщеславия, пышности,
сластолюбия и пр., это нехорошее, вредное богатство, оно ведет к гибели души.
Богатство то хорошо, когда человек, приобретая его, сам совершенствуется
нравственно, духовно: когда он делится с другими и приходит им на помощь.
Богатство необходимо должно встречаться
в жизни, оно не должно пугать человека, лишь бы он не забыл Бога и заповедей
его».
«Не
будь богатства, не было бы ни открытий, ни усовершенствований в различных
отраслях знаний, особенно промышленных. Без средств, без труда, энергии не
может пойти никакое промышленное предприятие: богатство его рычаг».
Староверы
органично сочетали духовную жизнь и практическую деятельность. В практической
деятельности они проявляли вполне «западный» рационализм, прагматизм,
трудолюбие и личный интерес. В духовной жизни они строго хранили православную
веру, занимались благотворительностью. До 50% доходов было принято жертвовать
на цели благотворительности в широком
смысле этого слова.
Богатея и
создавая свои торгово-промышленные империи, лучшие представители старообрядчества не останавливались на достигнутом. Выходцы с Рогожской и Преображенской общины – Морозовы, Рябушинские, Гучковы – ставили перед собой все более и более
масштабные задачи. В России сложился
свой собственный тип предпринимательской личности. Он сложился в рамках
культуры и хозяйственной этики той части народа, которая твердо стояла на
позициях не искаженного «реформами» Никона Православия.
Трудно
представить себе, какой была бы сегодня
Россия, если бы экономический взлет конца 19 – начала 20 века не был прерван
мировой войной, революцией, истреблением и изгнанием, наиболее деятельной и
зажиточной части народа, к которой принадлежали староверы предприниматели,
крепкие крестьяне («кулаки»), казачество.
Сегодня для спасения страны и
предотвращения экономической катастрофы необходимо обратиться к опыту предков,
возродив забытые традиции хозяйственного и социального мироустройства.