К вопросу о
старообрядчестве в связи
с
«Манифестом» И.Л. Солоневича
Б.П. Кутузов
Иван
Лукьянович Солоневич (1 (13) ноября 1891 — 27 апреля 1953). Русский публицист,
мыслитель, журналист и общественный деятель. После октябрьской революции участвовал
в Белом движении, неоднократно менял место жительства, выполняя агентурные
поручения. Покинуть Россию в 1920 году с эвакуировавшейся Белой армией
Солоневич не смог из-за заболевания тифом, и остался на Юге, продолжая
подпольную деятельность и сменив множество профессий. В 1934 ему удалось бежать
через Финляндию в Болгарию, затем в Германию, откуда в 1948 переезжает в
Аргентину, где создает Народно-Монархическое движение.. В конце жизни переезжает в Уругвай. Умер 27
апреля 1953 года в Монтевидео.
Им написаны книги «Народная Монархия»
(основной труд его жизни, наиболее известное произведение), «Диктатура
импотентов», «Диктатура слоя», «Роман во Дворце Труда», «Хозяева», «Что говорит
Иван Солоневич о Царе и монархии, о большевизме, о русской эмиграции, о „Штабс-капитанском“
(Народно-Монархическом) Движении», «Великая фальшивка Февраля» и другие работы.
В конце жизни переезжает в Уругвай. Умер 27 апреля 1953 года в Монтевидео.
Работы И.Солоневича дают представление о
большом интересе идеологов монархического направления и многообразии взглядов
на важнейшие проблемы русской истории, в том числе, на вопрос роли и места старообрядчества.
* * * * * * *
«Наиболее коренной, наиболее русской формой
православия следует считать, собственно, только старообрядчество, – заявляет И.Солоневич в своем Манифесте («Политические тезисы»), написанном
в 1937 году. – Старообрядчество – самая исконная и самая
мощная форма православия».
Осмысление русской истории
по Иловайскому (официозный штамп того времени) пора забыть, пишет он,
полемизируя с А. Позовым: «Ни Аввакум, ни прочие (Никита, Хованские, Морозовы) никак не были ни
раскольниками, ни тем паче ересиархами: они были хранителями московского
православия, “древлего благочестия” против никоновской полуреформации. Не они выдумывали
расколы и ереси, раскол выдумал Никон или, точнее, те “киево-могилянские”
течения, которым следовал слишком уж крутой патриарх. Аввакум, конечно, был безусловно православным. И никак не ересиархом.
Таким же православным, как были русские люди все шестьсот лет до Никона. И
против “Поморских ответов”, которые задавали никоновской церкви этот вопрос, возразить действительно нельзя ничего: была ли Московская Русь до
Никона православной или еретической? Православно ли крестились отцы и деды
наши? Ну конечно, московская дониконовская Русь была православной и крестилась
по-православному. Так называемые
“раскольники” умирали вовсе не за “раскол” и не за “ересь” – они умирали за
древлее православие... В России если и не было религиозной реформации в
строгом смысле этого слова, то была полуреформация Никона, которая разбила православный народ на две части:
ничего хорошего».
Анализ исторического
прошлого России подводит И. Солоневича вплотную к роковому рубежу середины
XVII века. «Основным
грехом России является ее собственная измена ее собственному национальному
лицу. Измена эта проникла в Россию через ее правивший слой – то есть через
дворянство. Была нарушена идея национальной индивидуальности внедрением
иноземцев и иноземного влияния, отколовшего дворянство от самых глубинных
корней русской духовной культуры. Кульминационным пунктом этого процесса была
измена русскому языку и замена его французским».
Если И. Солоневичем назван
кульминационный пункт процесса, то следует назвать и его начало. Начало измены
России своему национальному лицу было не просто положено, но запрограммировано
на многие века вперед царем Алексеем
Михайловичем Романовым и патриархом Никоном. В процессе никоно-алексеевской «реформы», совершавшейся во имя миража
византийского престола и неовизантийской империи, была ошельмована и оклеветана
вся предшествовавшая русская история с целью придания вида законности и необходимости унификации русских церковных
чинов и обрядов с тогдашними греческими.
Историософскую суть явления
блестяще сформулировал А.В. Карташев:
«Задача
Третьего Рима в голове молодого царя Алексея Михайловича воспылала мечтой
освободить православных от турок и войти в Царьград василевсом всего
Православия, а его друга патр. Никона – служить литургию в Св. Софии во главе четырех остальных патриархов. Для этого
спешно нужно согласовать все книги и обряды с греческими. Началась неграмотная
и нетактичная ломка. А греческим справщиком у патр. Никона оказался Арсений,
выученик униатской коллегии в Риме, а оригиналом для исправления новопечатные
греческие книги, изданные в Венеции. Московская церковная элита в лице
избранных протопопов с Аввакумом во
главе ревниво и бурно восстала против этих латинских тенет, вдруг опутавших Св.
Русь, с пророческим гневом разорвала их и создала, при слепоте и упорстве
властей, широкое народное старообрядческое движение».
Первый этап иноземного
влияния – это грецизация всей русской жизни Никоном, демонстративно сменившим
русское архиерейское облачение на греческое и даже заведшим у себя греческую
кухню. «Кто начал революцию? Думаю, что принципиально
ее начал патриарх Никон: первой иъекцией иностранной схоластики в русскую
жизнь. Его поддержал правящий слой, жаждавший привилегий по шляхетскому образцу» (И.Л.
Солоневич «Миф о Николае Втором»).
По воле царя Алексея
Михайловича на Соборе
1667 г. председательствовали восточные патриархи (как оказалось потом,
запрещенные в то время в служении), Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский, два иноземца, которые
преследовали только свои цели, а не интересы России и Русской Церкви. Подготовка к Собору и его
программа были разработаны, опять же по воле царя, двумя другими иноземцами –
митр. Газским Паисием и архим. Дионисием с Афона, как выяснилось позже, прожженными
дельцами и авнтюристами.
Этот разбойничий собор, как его назвал архиеп. Уфимский Андрей (князь
Ухтомский) и единомысленные с ним архиереи, похуливший не только древнерусское
православие, но, фактически, и общеправославную старину, объявил старый русский обряд (то, что связано со Святой Русью
неразрывно) и старообрядцев вне закона и официально санкционировал их
преследование. Именно с этого времени и началось открытое гонение
(государственной властью!) на все подлинно русское, и были открыты широкие
врата для всякой иноземщины. Хула на старую русскую церковность и ее гонение
были великим соблазном для русских – это был удар по христианской религии
вообще, пошатнувший веру многих русских и ускоривший процесс расцерковления
народного сознания.
«Через 40 лет
после едва пережитой народом Смуты, – пишет А. Солженицын в одной из своих
последних публицистических статей, – всю страну, еще не оправившуюся, до самой
основы, духовной и жизненной, потряс церковный Раскол. И никогда уже –
опять-таки на 300 лет вперед – православие на Руси не восстановилось в своей высокой жизненной силе, державшей дух
русского народа больше полутысячи лет. Раскол отозвался нашей слабостью и в XX
веке» («“Русский
вопрос” к концу XX века»).
По поводу методов, какими
утверждалось «никонианство» Солженицын высказался
еще двадцать лет назад: «Применением насилий и казней для утверждения веры
сподвижники Никона поставили себя вообще вне христианства».
Как же охарактеризовать
собор, санкционировавший «насилия и казни для утверждения веры»? Конечно, это
нехристианский, разбойничий собор. «Приходится
только удивляться, – говорит протодиакон Федор Шевцов, – как Россия и русские
власти терпели постановления этого собора, и не только терпели, но и
руководились его постановлениями по отношению к старому обряду в течение целых 134-х
лет, до установления единоверия». Разбойничий собор
1667
г. предписывал русским церковным клирикам носить облачения греческого
покроя, а за хуление греческой одежды грозил отлучением от Церкви.
В докладе
Константинопольскому патриарху Парфению председательствовавшие на соборе
восточные патриархи писали, как они восстановили у русских греческие порядки, и
что греки снова пришли на Руси к «славе, юже древле имехом», как в те незабвенные
времена, когда русские епископы еще поставлялись в Греции.
<<<
Царь Алексей Михайлович.Миниатюра из Титулярника 1672 года.
Все эти иноземцы были
наемниками русского царя, поэтому подлинным и главным изменником России, Святой Руси и Русской Церкви является царь Алексей Михайлович Романов,
совершивший «жесточайшее преступление анафемы
собственному народу и войны против него за “никонианскую реформу” (когда уже и
сам Никон отошел от “греческого проекта”)». «Царишко», как кратко охарактеризовал его
герой и мученик, «гений слова и человек пера» (А. Панченко) протопоп Аввакум.
Корни византийской прелести
идут к первому Романову, царю Михаилу, а точнее, к его отцу, патриарху Филарету
(Федору Никитичу Романову). Именно в их правление был совершен подлог русской
национальной идеи преемственного хранения чистоты православия, когда концепция «Москва
– Третий Рим» вместо эсхатологического ее понимания была истолкована в чисто
политическом значении создания неовизантийской православной империи во главе с
русским царем на древнем царьградском престоле. Острие российской геополитики с
этого времени и по 1917 год будет нацелено на Царьград – Константинополь – Стамбул.
Царь Алексей Михайлович «от младых ногтей» будет воспитан в грекофильском духе
и ориентирован в направлении восприятия византийского престола, почему он столь
безоглядно и кинется в реформаторскую деятельность с первых же дней своего
царствования, будучи еще по возрасту 16-летним юнцом. Чистота русского
православия будет принесена в жертву этой политической авантюре в процессе
церковной «реформы», и в этом – главное преступление патриарха Никона.
Вся династия Романовых – под
знаком византийской прелести. Россия была брошена в мировую бойню в 1914 году
именно с целью завоевания Константинополя (заготовлен был уже и крест для
водружения над св. Софией), факт, который успешно замалчивается уже более
полувека. Вот поэтому, по политическим причинам столь дальнего и давнего
прицела, и была вне критики до самого
1917
г. никоно-алексеевская «реформа» и разбойничий собор
1667
г.
Итак, внутренней причиной русской катастрофы XVII века был грех гордыни, ставший главной
причиной подлога национальной идеи «Москва – Третий Рим».
Внешней причиной великого
русского Раскола, с другой стороны, является юго-западная иезуитская экспансия.
Рука иезуитов чувствуется во всем процессе подготовки и проведении роковой церковной «реформы» на
Московской Руси XVII века. Византийским престолом соблазняет Ивана Грозного
злейший враг России иезуит Антонио Поссевино, пытаясь втянуть Москву в борьбу с
турками, весьма беспокоивших тогда Ватикан. По-видимому, он же был автором
иезуитской инструкции Самозванцу, как ввести унию в России ( по сути – это
черновой набросок никоно-алексеевской «реформы»).
Вот выдержки из этого
документа:
«... д) самому государю заговаривать об унии редко и
осторожно, чтоб не от него началось дело, а пусть русские первые предложат о
некоторых неважных предметах веры, требующих преобразования, и тем проложат
путь к унии;
е) издать закон, чтобы в Церкви Русской все подведено было под правила соборов отцов греческих и поручить
исполнение закона людям благонадежным, приверженцам унии: возникнут споры,
дойдут до государя, он назначит Собор, а там можно будет приступить и к унии;
з) намекнуть черному духовенству о льготах, белому о наградах,
народу о свободе, всем – о рабстве греков;
и) учредить семинарии, для чего призвать из-за границы людей
ученых, хотя и светских...».
В процессе
никоно-алексеевской «реформы» все эти предписания иезуитской инструкции
пунктуально были выполнены. «Реформа» совершалась и укреплялась в дальнейшем
руками «приверженцев унии», учениками иезуитских коллегий Вильно, Падуи и Рима,
хотя по происхождению в основном уроженцами Украины. Опыт латинизации Петром
Могилой с
1640 г. Украинской церкви, ставшей
похожей на католическую по стилю и по духу, их стараниями успешно переносился в Москву. Однако первые плоды
иезуитской экспансии на Украине – это, конечно, Брестская уния 1696 года. Новогреческий Иерусалимский устав униатской
редакции незадолго до реформ Петра Могилы был также введен в церквах на
Балканах (у сербов и болгар).
<<< Реконструкция портрета из
коллекции Платона Бекетова
Один из главных помощников
царя Алексея Михайловича в деле проведения «реформы» митрополит Газский Паисий
Лигарид, кого незадачливый самодержец «яко пророка Божия» слушал, оказался
тайным католиком, агентом иезуитов. Тайный униат-базилианец Симеон Полоцкий,
один из вождей «латинского» направления являлся богословским
консультантом и редактором протоколов разбойничего собора 1666-1667 гг.,
которые он писал латинскими буквами на полурусском-полупольском диалекте.
Непримиримый враг православия, идеолог
культуры нового типа, он особо приближается Алексеем Михайловичем, становится воспитателем царских детей. Роль его
при особе царя сравнима с ролью Феофана Прокоповича при Петре I.
Согласно рабочей инструкции
иезуитов, учредили на Московской Руси семинарии по подобию западных
схоластических школ, «призвав из-за границы людей ученых, хотя светских». Братья Лихуды, воспитанники иезуитских
коллегий Венеции и Падуи, будучи поставленными во главе Московской духовной
академии, утверждали никоно-алексеевскую «реформу» в течение 15 лет (до
1701
г.). Итак, это было начало
внедрения иноземцев и иноземного влияния.
«Отрыв от
духовных истоков России, – пишет далее И. Солоневич, – вызвал отрыв и измену православию. Правящий слой, в его
верхах, дал России масонство, вольтерианство, материализм, марксизм и атеизм.
Душа православия была заменена внешним обрядом, совершаемым в видах
политического приличия. Духовное возглавление Церкви было заменено синодской
бюрократией, которую правивший слой не удосужился за два столетия заменить
исконной формой патриаршества. Культурное творчество России оторвалось от его
религиозных истоков и стало в подавляющем большинстве творчеством разлагающим и
разрушительным – в особенности в литературе».
И. Солоневич дал
великолепный анамнез прошлой болезни, однако начало заболевания снова требует
уточнения.
Правящий слой, в его верхах,
дал России прежде всего никонианство,
а уж затем и весь остальной букет «измов»,
перечисленных Солоневичем. Никонианство
– понятие широкое, это не просто новые обряды, это на много порядков заниженный
уровень духовной жизни, приземленность, это апостасийное, идущее по пути
расцерковления латинизированное православие с обливательным крещением,
неканоничным, концертно-оперным пением, неканоничной иконой в живописном стиле
и неканоничным церковным зодчеством; это уже более душевность, а не духовность;
это, кроме того, «законное» право на «духовное разгильдяйство» по части
произвольного сокращения служб и вольного обращения с церковным Уставом по
безгранично широко истолковываемой формуле, иногда встречающейся в церковном
Уставе, «аще изволит настоятель..».
Архиеп. Уфимский Андрей
(князь Ухтомский) говорит об этом явлении более резко: «“Никонианство”,
как полное извращение христианства, есть несомненная ересь; но “никониане” до
такой степени жалки и слепы, что их еретиками назвать почти несправедливо!
Какие же это еретики! – Такие они несчастные... Это дети – крещенные, но ничему
не наученные».
Вот ослабленное
никонианством, навязанным сверху, русское общество и оказалось подвержено всем
остальным перечисленным И. Солоневичем болезням. А то, что правивший слой за
двести лет не удосужился заменить «синодскую
бюрократию» традиционным патриаршеством – это понятно: расцерковленному правящему слою были глубоко
безразличны церковные каноны.
«В периоды
великих потрясений Московского царства Церковь неизменно стояла на страже
национальных интересов России и всей своей нравственной мощью поддерживала
власть в минуты ее слабости. Сословное разложение всего русского национального
строя отозвалось и на состоянии Церкви. Ее нравственный и государственный
авторитет был принижен: сильная Церковь не могла бы допустить
рабовладельчества, порнократии и цареубийств. Правящему слою нужно было слабое православие. Постепенно
деградируя под синодским чиновьичьим управлением, церковная организация дошла
до полного бессилия, так исчерпывающе проявившегося в 1917 году. Не было
нравственного авторитета, не было и авторитетных иерархов. Вместо патриарха
были обер-прокуроры – до акушеров включительно, и вместо иерархов были
юродствующие, карьерствующие или лакействующие чиновники духовного ведомства.
Государство подорвало Церковь – и в роковую годину Церковь оказалась
отсутствующей».
Среди основных задач
возрождения Русской Православной Церкви
Солоневич видит: «восстановление российского патриарха
– с выбором патриарха собором духовенства и мирян», а также «предоставление приходам права отвода недостойных пастырей и
в то же время обеспечение низового духовенства от адмистративного произвола высшей иерархии». Выборность духовенства и контроль за его
деятельностью на местах самих церковных общин – это ничто иное, как возврат к
дониконовским формам подлинной православной соборности Русской Церкви.
Антинациональную
направленность «реформы» своего отца углубил и остервенело усугубил Петр,
которого по результатам его великого погрома всей московской культуры вполне можно назвать Великим. Именно такую
оценку дает ему И. Солоневич. «По русской национальной
культуре Петр и его наследники прошли батыевым нашествием – от этого нашествия
русская культура не оправилась еще и сейчас... Реформы Петра означали, в
частности, ликвидацию всей культуры русского духовенства и русского купечества.
Религиозная мысль России, придавленная полупротестантским синодом, застряла на
протестантском богословии и на синодской канцелярщине, а купечество появилось
на общественных подмостках только в качестве героев Островского, пока Ленин не
добил его окончательно».
Такие «великие» заслуги
Петра не могли быть не увенчаны в Москве чудовищным памятником, который,
наконец, и появился. «Петербургский период нашей
истории был периодом неуклонной национальной деградации России. Взяв кое-что
(очень немного) от европейской техники, Петербург продал русский национальный
дух. Девятнадцатый век был веком непрерывного государственного отставания
России от ее соседей и соперников... Русская интеллигенция XIX века явилась следствием той части петровских
реформ, которая угасила русский дух во имя голландского кафтана, которая
поставила русскую национальную идею в учебное и подчиненное положение по отношению
к национально и государственно отсталым идеям тогдашнего Запада. В течение
XVIII века был подготовлен и закреплен раздел русской служилой интеллигенции,
потерявшей свое национальное лицо».
Говоря о необходимости «возврата
к истокам нашего национального бытия», И. Солоневич предлагает фактически
возвратиться и к дониконовскому православию Московской Руси.
Цитируются произведения:
Солоневич И.Л. Политические тезисы. // Наш
современник, 1992
Солоневич И.Л. Белая империя. М.,1997
Солоневич И.Л. Миф о Николае Втором.// Слово. 1993
Солоневич. Народная монархия. М.,1991
Карташев А.В. “Святая Русь” в путях России. //
Воссоздание Святой Руси. М., 1991
Солженицын А.И. “Русский вопрос” к концу XX века. М.
1995
Солженицын А.И. И вновь о старообрядцах. // Вестник РХД. Париж. 1979. № 129
Шевцов Ф.И., протодиакон. Старообрядчество и его
значение в наши дни. // Русское возрождение. 1983
Макарий (Булгаков) митрополит. История Русской Церкви.
Т.X. СПб.,1883.
Андрей (кн. Ухтомский), архиеп. Уфимский. История
моего старообрядчества. Алма-Ата. 1933. – Цит. по: Зеленогорский МЛ. Жизнь и
деятельность архиеп. Андрея. М., 1991