Михаил Васильевич Нестеров: 
  живописец православной души 
  Часть 2
  Керженки
 В
    своё время на Нестерова очень сильное впечатление произвели романы
    Мельникова-Печерского («В лесах, «На горах» и другие), посвящённые жизни
    заволжских старообрядцев. С этими романами связан цикл картин, где центральными
    являются женские образы. На картинах изображены керженские белицы –
    воспитанницы скитов в традиционной русской одежде (не в «немецком платье»!): на
    девушках широкие сарафаны, белые сорочки, большие узорчатые платки. В первой
    картине «На горах» (1896) и последовавших за ней картинах «За Волгой», «Великий
    постриг», «На Волге», «Думы», «Усталые», «Лето», «Одинокие», «Две сестры»
    художник стремится раскрыть глубину души, передать чувства – радость, печаль,
    тревогу, тоску.  Среди произведений этого
    цикла особо выделяется «Великий постриг» (1898). На полотне изображена юная девушка, идущая на постриг в сопровождении
    монахинь из лесного старообрядческого скита. Эта картина – не апология женского
    иночества и не изображение несчастной женской доли. Ведь иночество, как
    правило, принимали добровольно. Здесь символически показана большая утрата –
    земного счастья, или привычного миропорядка, или смысла мирской жизни – и, в
    покорном приятии этой судьбы как трагической неизбежности, добровольный исход
    из мира, полного горя и  невзгод, в
    «другое измерение» ближе к Всевышнему, с надеждой на то, что, там, рядом с Христом,
    будет найдено избавление от сердечной муки. Это полотно не только передает
    переживания художника о своем несбывшемся счастье; оно  – и исторический экскурс, и  пророчество. Полотно имело успех у публики,
    за эту работу художник был удостоен звания академика живописи.
В
    своё время на Нестерова очень сильное впечатление произвели романы
    Мельникова-Печерского («В лесах, «На горах» и другие), посвящённые жизни
    заволжских старообрядцев. С этими романами связан цикл картин, где центральными
    являются женские образы. На картинах изображены керженские белицы –
    воспитанницы скитов в традиционной русской одежде (не в «немецком платье»!): на
    девушках широкие сарафаны, белые сорочки, большие узорчатые платки. В первой
    картине «На горах» (1896) и последовавших за ней картинах «За Волгой», «Великий
    постриг», «На Волге», «Думы», «Усталые», «Лето», «Одинокие», «Две сестры»
    художник стремится раскрыть глубину души, передать чувства – радость, печаль,
    тревогу, тоску.  Среди произведений этого
    цикла особо выделяется «Великий постриг» (1898). На полотне изображена юная девушка, идущая на постриг в сопровождении
    монахинь из лесного старообрядческого скита. Эта картина – не апология женского
    иночества и не изображение несчастной женской доли. Ведь иночество, как
    правило, принимали добровольно. Здесь символически показана большая утрата –
    земного счастья, или привычного миропорядка, или смысла мирской жизни – и, в
    покорном приятии этой судьбы как трагической неизбежности, добровольный исход
    из мира, полного горя и  невзгод, в
    «другое измерение» ближе к Всевышнему, с надеждой на то, что, там, рядом с Христом,
    будет найдено избавление от сердечной муки. Это полотно не только передает
    переживания художника о своем несбывшемся счастье; оно  – и исторический экскурс, и  пророчество. Полотно имело успех у публики,
    за эту работу художник был удостоен звания академика живописи.
   Родина для Нестерова
    – это не мир сияющих дворцов и разодетой на западный манер знати, а Святая Русь
    с первозданной природой: то скромно-сдержанной, то сказочно-таинственной – на
    фоне необъятных просторов и далей, таинственных лесов, водных гладей.  Здесь ее святые, герои, странники, монахи,
    обитатели скитов, купцы и крестьяне, стар и мал – это и есть тот самый народ,
    который испокон веку живет, как завещали деды, и следует за Христом.
Родина для Нестерова
    – это не мир сияющих дворцов и разодетой на западный манер знати, а Святая Русь
    с первозданной природой: то скромно-сдержанной, то сказочно-таинственной – на
    фоне необъятных просторов и далей, таинственных лесов, водных гладей.  Здесь ее святые, герои, странники, монахи,
    обитатели скитов, купцы и крестьяне, стар и мал – это и есть тот самый народ,
    который испокон веку живет, как завещали деды, и следует за Христом. 
  «Святая Русь»
  "...и я принялся за этюд. Он удался, а главное, я, смотря на этот
    пейзаж, 
  им любуясь и работая свой этюд, проникся каким-то особым чувством
    "подлинности", историчности его... Я уверовал так крепко в то, что
    увидел, 
  что иного и не хотел уже искать..."
  Михаил Нестеров
   
   <<<<< М. Нестеров. Молчание. 1903.
<<<<< М. Нестеров. Молчание. 1903. 
  В своих духовных поисках М.Нестеров посещал старинные
    русские города, в том числе Углич, после чего появилась картина «Дмитрий
    Царевич убиенный»(1899). Через несколько лет, замыслив большую картину «Святая
    Русь», Нестеров решил отправиться на Север и в 1901 году предпринял поездку в
    Соловецкий монастырь на Белом море. 5 июля 1901 года Нестеров писал из Соловков: «Тут много интересного, много своеобразного; но все
    это я как бы видел когда-то во сне и передал в своих первых картинах и
    некоторых эскизах. Тип монаха новый, но я его предугадал в своем «Пустыннике». 
  Под впечатлением увиденного в Соловках была написана одна из
    лучших нестеровских картин «Молчание». В свете белой северной ночи отражается
    темная, поросшая лесом гора Голгофа на острове Анзер, где позднее был
    расположен лагерь узников НКВД. Изобразив двух монахов в лодках, седобородого
    старца и юношу, застывших в неподвижности, словно вне времени, с почти буквально
    повторяющимися силуэтами,  художник
    символически передает связь времен, преемственность, старой, Соловецкой, и  современной Руси в  единой судьбе русского народа  как носителя «православной цивилизации» (по А.Панарину). 
  
  Вспоминая свою поездку в Соловецкий монастырь, Михаил
    Васильевич говорил в 1940 году: «– За трапезой
    архимандрит восседал на золоченом, красного бархата кресле барокко времен
    императрицы Анны. А у меня на картинах нигде нет этих кресел. Не найдешь у меня
    там ни архимандритов, ни архиереев. Мои монахи — простые. Самые простые. Из
    простых простые». Действительно, монахи и скитницы изображены у
    Нестерова или со старыми иконами, или  лицом к лицу с природой, наедине с елочками да березами, да с «почти
    верующими» (по Пришвину – ред.)
    зверями. 
  Братия монастыря - крестьяне северных губерний и Сибири
    поразили его умом, крепостью, деловитостью. «С топором да пилой в лесу Богу
    молимся», - говорили они о себе. Вся природа была для них святым храмом –
    именно такой ее изображал и М.Нестеров. Звери и птицы здесь не боялись
    человека, поскольку он не трогал их без особой надобности. Раз в год
    монастырский собор выносил решение изловить для нужд монастыря определенное
    количество медведей, оленей, зайцев, лисиц. Все лишнее, что попадало в капканы
    и силки сверх соборного постановления, выпускали на волю.  
  
  Вот что рассказывает Нестеров в своих воспоминаниях о
    Соловках:  «Ездили
    мы и на Рапирную, и в Анзерский скит. На Рапирной, сопровождаемые монашком,
    помню, вышли мы на луговину. На ней сидело два-три дряхлых-дряхлых старичка.
    Они всматривались через деревья в далекий горизонт уходящего далеко-далеко
    Белого моря. Слева была рощица. Наш проводник внезапно обратился ко мне со
    словами: «Господин, смотрите, лиска-то, лиска-то!» Я, не поняв, что за «лиска»
    и куда мне надо смотреть, переспросил монашка. Он пояснил, что смотреть надо
    вон туда, налево, на опушку рощи, из которой выбежала лиса и так доверчиво,
    близко подбежала к старичкам…» Тема Соловков еще долго звучит в его
    творчестве в картинах «Тихая жизнь», «Обитель Соловецкая», «Мечтатели»,
    «Соловки» и др. Только после революции больше трагической мистики в картинах на
    соловецкую тему, и берег озера имеет красноватый оттенок, словно обагрен кровью
    убиенных соловецких узников. 
  * * * * * * *
   
   Весной
    1902 г. художник решился выставить на публичное обозрение «вчерне» законченную
    картину «Святая Русь». Содержание
    полотна точно передаёт второй вариант названия: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременённые
    и Аз успокою вы». На ней изображён Христос в окружении особо чтимых
    на Руси угодников, словно сошедших со старых икон: Николая Чудотворца, Сергия
    Радонежского и Георгия Победоносца. Вся «святая группа» будто вышла из скита,
    что спрятался в лесу позади них.  К
    Христу пришли русские люди – представители разных времен и разных сословий, каждый
    со своей бедой, с покаянными словами. Полотно насколько лирично, настолько и
    символично: единство и спасение народа
    русского – в его исконной православной вере, завещанной предками.
Весной
    1902 г. художник решился выставить на публичное обозрение «вчерне» законченную
    картину «Святая Русь». Содержание
    полотна точно передаёт второй вариант названия: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременённые
    и Аз успокою вы». На ней изображён Христос в окружении особо чтимых
    на Руси угодников, словно сошедших со старых икон: Николая Чудотворца, Сергия
    Радонежского и Георгия Победоносца. Вся «святая группа» будто вышла из скита,
    что спрятался в лесу позади них.  К
    Христу пришли русские люди – представители разных времен и разных сословий, каждый
    со своей бедой, с покаянными словами. Полотно насколько лирично, настолько и
    символично: единство и спасение народа
    русского – в его исконной православной вере, завещанной предками.
  Словно в одном мистическом действе Святая Русь переносится
    во времена раннего христианства, и Христос является людям не в убранной
    раззолоченной церкви, а среди снегов, лесов и полей – сама русская земля  здесь храм. На художника снова обрушились
    критики, которые увидели в картине недоверие к официальному православию и
    неканоническую «картинность» в изображении Христа и святых. Картину объявили
    неудачей. Нестерова упрекали в том, что Христос на картине слишком похож на
    простого человека. Л.Толстой сравнил Христа с «итальянским тенором», а картину
    назвал «панихидой русского православия». 
  Тема картины передает тревогу художника в связи с развитием
    определенных политических тенденций в России: Святой Руси, как и три века назад, угрожают пришедшие с Запада идеи и
    силы, несущие безверие и распад. В картине впервые звучит мотив покаяния. В
    1905 году Нестеров вступил в Союз русского народа.  
  «Душа народа»
  Теме пути к Богу – главной
    у Нестерова - посвящена одна из его последних
    важнейших предреволюционных работ – картина «Душа народа», законченная в  1916 году (первоначальные названия:
    «Христиане», «На Руси»).  В этой работе
    воплотились раздумья художника о судьбе родины и русского народа. Вот как
    охарактеризовал он идею этой картины: «Ее перипетии со
    времен стародавних до наших дней. Тут и юродивый, и раскол, и патриарх с Царем
    — Народ и наша интеллигенция с Хомяковым, Вл. Соловьевым, Достоевским и Л.
    Толстым, и слепой воин с сестрой милосердия. Все это на фоне русского волжского
    пейзажа движется, как бы Крестным ходом, туда, к Высокому Идеалу, к Богу <…>
    У каждого свои «пути» к Богу, своё понимание его, свой «подход» к нему, но все
    идут к тому же самому, одни только спеша, другие мешкая, одни впереди, другие
    позади, одни радостно, не сомневаясь, другие серьёзные, умствуя…». 
  Нестеров изобразил на полотне разноликую людскую толпу,
    которая  медленно направляется к некоему
    невидимому месту на берегу Волги. Это – собирательный образ русского народа.  Здесь представители всех сословий общества от
    древних времён до современности. В центре – потемневший от времени Спас в руках
    двух длиннобородых мужчин в черных длиннополых старообрядческих одеждах. Слева
    от иконы – «православный государь», похожий на Ивана Грозного, в допетровском
    облачении. Справа в черном монашеском одеянии – мать художника, какой она была
    перед смертью. О чем-то страшном пророчествует юродивый, предрекая «последние
    дни» и «приход зверя». Словно все, кто жил и живет на Руси, соединились вокруг
    древней святыни в торжественно-напряженном, полном эпической значимости
    всенародном шествии. 
   Далеко
    впереди этой разнообразной толпы ступает с туеском в руке крестьянский мальчик
    лет двенадцати, написанный Нестеровым с сына Алёши. Именно его образ отсылает к
    евангельским словам: «Если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное»
    (Мф.18:3).
Далеко
    впереди этой разнообразной толпы ступает с туеском в руке крестьянский мальчик
    лет двенадцати, написанный Нестеровым с сына Алёши. Именно его образ отсылает к
    евангельским словам: «Если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное»
    (Мф.18:3).
  Композиционно картина построена так, что край шествия не
    виден, поток людей как бы нисходит вниз по холму с высокого берега – или с
    горних высот? Души
    всех русских людей, нынешних и ушедших, слились в единую духовную сущность, православную
    «душу народа», - объединились во Христе, отринув разногласия, словно возвратившись во
    времена единой древней церкви – тела Христова, которое есть Иисус Христос
    вместе со всеми христианами, живыми и умершими. Едино-православная «душа
    народа» с любовью и тревогой провожает юношу в новую жизнь, направляет его к
    Богу, отстраненно и неотмирно думая тягостную думу о судьбе родины. С чем идет
    в жизнь новое поколение, эта последняя ипостась Святой Руси?  Что ждет русских сынов Божьих впереди? «Душа народа» тревожится, верит и
    надеется.  
  Как гениальный провидец Нестеров утверждал этой своей
    картиной мысль об искупительном страдании как национальном своеобразии русского
    народа. «Процесс христианства на Руси длительный,
    болезненный, сложный. Слова Евангелия — «пока не будете как дети, не войдете в
    царствие небесное» — делают усилия верующих особенно трудными, полными великих
    подвигов, заблуждений и откровений…» — писал Нестеров.
  Апокалипсис 
  
  <<<<< Всадники. 1932 г.
  Тоскливая неизвестность, гнетущие предчувствия художника
    оправдались в 1917 году. В письмах Нестерова того времени слышится неприкрытое
    отчаяние:  «Пережитое
    за время войны, революции и последние недели так сложно, громадно болезненно,
    что ни словом, ни пером я не в силах всего передать. Вся жизнь, думы, чувства,
    надежды, мечты как бы зачеркнуты, попраны, осквернены. Не стало великой,
    дорогой нам, родной и понятной России. Она подменена в несколько месяцев. От ее
    умного, даровитого, гордого народа — осталось что-то фантастическое,
    варварское, грязное и низкое... Все провалилось в тартарары. Не стало Пушкиных,
    нет больше Достоевских и Толстых — одна черная дыра, и из нее валят смрадные
    испарения «товарищей» — солдат, рабочих и всяческих душегубов и грабителей…», — записывает Нестеров свои ощущения, полные ужаса, и его слова  словно передают трагедию трехсотлетней
    давности. 
  Теперь он языком символов рисует образы распятой, униженной
    России. Он не изменил себе и продолжал писать на прежние темы. По старым мотивам
    в 1920-е годы создаются новые картины с особым, присущим только им настроением.
    Именно тогда художник начинает работать над «Пророком», «Распятием», «Страстной
    седмицей», повторяет «Несение креста», «Голгофу», «Димитрия царевича
    убиенного». В самих названиях картин отразилось трагическое мироощущение
    художника, с болью воспринимавшего все происходящее вокруг. Отказаться совсем
    от творчества он не мог: «Работа, одна работа имеет
    еще силу отвлекать меня от свершившегося исторического преступления. От гибели
    России. Работа дает веру, что через
    Крестный путь и свою Голгофу Родина наша должна прийти к своему великому
    воскресению», — писал в первые дни Октябрьской революции Нестеров. Около
    двадцати картин, созданных в советский период, в большинстве своем рассеяны по
    частным и закрытым церковным собраниям  или запасника государственных художественных музеев, и до сих пор
    остаются неизвестными широкому зрителю.  
  
  <<<<< Несение креста. 1924 г.
  Надежду на воскресение России художник, как и прежде, видел
    в религиозном возрождении русского народа. Воодушевленный зрелищем Крестного
    хода 1918 года в Москве, собравшего в отличие от первомайской демонстрации
    многотысячные толпы народа, Нестеров писал: «Вера в
    них (большевиков — ред.) если не
    пропала, то сильно упала. Что, несомненно, то это то, что в народном, массовом
    сознании произошел под различными условиями и, главным образом, голодом —
    крутой надлом. Веры в могущество обещаний и посул — нет больше. Народ начинает
    приходить в сознание. «Очарование» проходит. Действительность ведет его путями верными их старой веры в могущество
    Божие, в Его великие принципы и Заветы». Идеалы, которыми было
    исполнено его дореволюционное творчество, остались неизменными. Только в
    изображении Иисуса и других святых Нестеров еще больше отходит от канонической
    традиции.  Его изображения Христа и
    святых – это символы страдающего русского народа. 
  * * * * * * *
  
  <<<<< Тихие воды. 1922
   
   
   
   
   К
    другим символам, распространенным в творчестве художника этого периода, относится
    водное пространство, будь то река, залив и особенно лесное озеро. Создающая
    иллюзорный мир водная гладь в произведениях мастера 1920-х годов превращается в
    то самое  Светлое озеро, которое в минуту
    смертельной опасности скрыло, сделав невидимым, прекрасный Град Китеж. На его
    берегах мы видим задумчивых девушек-старообрядок, старцев, монахов и святых.
К
    другим символам, распространенным в творчестве художника этого периода, относится
    водное пространство, будь то река, залив и особенно лесное озеро. Создающая
    иллюзорный мир водная гладь в произведениях мастера 1920-х годов превращается в
    то самое  Светлое озеро, которое в минуту
    смертельной опасности скрыло, сделав невидимым, прекрасный Град Китеж. На его
    берегах мы видим задумчивых девушек-старообрядок, старцев, монахов и святых. 
  <<<<< Осенний пейзаж. 1934
  Наперекор происходящему вокруг и после революции Нестеров
    продолжал творить в картинах свою Святую Русь, свой потаенный Китеж, веря в
    грядущее воскресение Родины, которая спасется искренней верой и душевным
    подвигом лучших своих людей.
  Покаяние
  Тяжело переживая трагические послереволюционные события в
    России, соизмеримые с расколом в 17 столетии, Нестеров сказал: «Все мы вольные или невольные пособники
    этой гибели великой Родины». В его картинах доминантной становится тема
    покаяния. Эта тема звучит в картине «Отцы-пустынники и жены непорочны» (1933 г.)  - как и в стихотворении А.С.Пушкина, написанном
    почти перед гибелью, в 1936 году. На картине изображены повторяющие силуэты
    тонких березок образы странников и белиц, бесплотные, словно призраки, вышедшие
    из таинственного озера. Фигуры в туманном полумраке движутся по берегу около
    «голубца» - старообрядческого могильного креста. Белицы в безмолвной молитве несут
    зажженные свечи. О ком они молятся? Обо всех убиенных и замученных, о
    погубленной России… На берегу лежат красные осенние листочки, словно следы
    крови… На картине тоже изображен народ – тот народ, которого больше нет,
    которого укрыло Озеро… Все условно, эфемерно, ирреально в этой абсолютной
    неземной гармонии людей и природы. Святая Русь уже не принадлежит этому миру.     
  
  Отцы пустынники и жены непорочны,
  Чтоб сердцем возлетать во области
    заочны,
  Чтоб укреплять его средь дольних
    бурь и битв,
  Сложили множество божественных
    молитв;
  Но ни одна из них меня не умиляет,
  Как та, которую священник повторяет
  Во дни печальные Великого поста;
  Всех чаще мне она приходит на уста
  И падшего крепит неведомою силой:
  Владыко дней моих! дух праздности
    унылой,
  Любоначалия, змеи сокрытой сей,
  И празднословия не дай душе моей.
  Но дай мне зреть мои, о боже,
    прегрешенья,
  Да брат мой от меня не примет
    осужденья,
  И дух смирения, терпения, любви
  И целомудрия мне в сердце оживи.
  А.С.Пушкин. 1836 г
   В
    символической картине «Страстная Седмица» на фоне сказочно-ирреального пейзажа
    около Распятия изображены всего семь человек: две девушки «христовы невесты» в
    старообрядческом платье, священник, крестьянин,  молодая горожанка с детским гробиком, Н.В.Гоголь
    и Ф.М.Достоевский. Эти семь образов наиболее значимы для выражения
    нестеровского замысла, они собирательно-символичны – отсюда и название картины.
    Каждый из изображенных является представителем своего особого мира, выразителем
    своей собственной жизненной философии, но все
    изображенные объединены одной истовой верой в  Христа, ибо они пришли молить Его о прощении и милости, каждый о своем
    горе, о своем грехе, и все вместе – о страдающем русском народе.
В
    символической картине «Страстная Седмица» на фоне сказочно-ирреального пейзажа
    около Распятия изображены всего семь человек: две девушки «христовы невесты» в
    старообрядческом платье, священник, крестьянин,  молодая горожанка с детским гробиком, Н.В.Гоголь
    и Ф.М.Достоевский. Эти семь образов наиболее значимы для выражения
    нестеровского замысла, они собирательно-символичны – отсюда и название картины.
    Каждый из изображенных является представителем своего особого мира, выразителем
    своей собственной жизненной философии, но все
    изображенные объединены одной истовой верой в  Христа, ибо они пришли молить Его о прощении и милости, каждый о своем
    горе, о своем грехе, и все вместе – о страдающем русском народе. 
  * * * * * * *
  В советское время Нестеров ценился прежде всего как
    «создатель портрета эпохи». Его портреты отличаются глубоким психологизмом. К
    лучшим его работам относятся портрет дочери (1906), портрет Е. Нестеровой,
    портрет скульптора В. Мухиной, хирурга С. Юдина, философа И.Ильина, архитектора
    И.Щусева, художников Кориных, академика И. Павлова и др. Знаменательно, что
    Нестеров никогда не принимал заказы на портреты, так же, как и отказывался от
    заказной работы в храмах. За работы в
    области портретной живописи в 1941 году он стал лауреатом Сталинской  премии первой степени, а в 1942 году был
    удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.  Следует сказать, что сталинская премия в
    области культуры являлись знаком признания высокого культурного вклада лауреата,
    и, по свидетельству очевидцев, И.В.Сталин уделял пристальное внимание отбору и
    утверждению кандидатов на премию своего имени, зачастую фактически единолично
    решая вопрос о ее присуждении.
  * * * * * * *
  Изображая народ Святой Руси, Нестеров всегда был полон веры
    в его силы. С годами эта вера укреплялась. В самые страшные времена Нестеров не
    терял этой веры. В конце жизни он обращался к молодежи с призывом любить
    родину, природу и человека «как мать родную».
  Осенью 1941 года, когда немецкие войска подошли к Москве, он
    спокойно заявлял, что «немцу все равно в Москве не бывать». Чтобы донести свою
    веру до многих людей, в  тяжелые
    октябрьские дни он написал короткую статью под названием «Москва». Статья была
    опубликована в газете «Советское искусство», передавалась по радио. Враг рвался
    к столице, а живописец Святой Руси писал:
  «...Москва и до сего дня осталась символом «победы и
    одоления» над врагом. Явились новые герои, им счета нет: ведь воюет вся земля в
    собирательном слове «Москва». Она и только она, зримая или незримая, приготовит
    могилу врагу. Дух Москвы есть дух всего нашего народа. Этого не надо забывать
    никому, ни явному, ни тайному врагам нашим. 
  ...Впереди грезятся мне события, и они будут светозарными,
    победными. Да будет так!»