Геополитические последствия церковных реформ патриарха Никона

Многие исследователи церковных реформ патриарха Никона практически не затрагивали ее геополитических последствий, уделяя основное внимание  богословским вопросам и обряду. Между тем последствия реформы были столь значительны, что продолжают отражаться на судьбах русского народа до настоящего времени. «Что есть русская вера?», «что такое русское православие?», «какова духовная миссия России в мире?», «что представляет русский народ в мировой истории и какова цель его существования?» - на эти вопросы и сейчас нет ясных и четких ответов, без которых трудно строить и определять будущее нашего народа и государства.

Более трех веков назад протопоп Аввакум точно определил геополитический смысл реформ, приведших к расколу: «да устроят все по-фряжскому, сиречь по-неметцкому. Ох, ох, бедныя! Русь, чего-то тебе захотелося немецких поступов и обычаев!». Как видим, он вообще не упоминает о православных греках, под знаком вероучения которых проходили церковные реформы патриарха Никона. Этот великий мыслитель прекрасно отдавал себе отчет в том, что уцелевшие после падения Константинополя беженцы-греки в Западной Европе оказались под сильным влиянием католичества (латинства) и, в известной степени, стали являться в России проводниками западного влияния.

Таким образом, церковные реформы Никона - крупнейшая идеологическая и геополитическая диверсия Запада против России, диверсия, которая готовилась тщательно и долго еще до падения духовной наставницы Древней Руси - Восточной Римской империи (Византии). После захвата и разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году последняя неизбежно клонилась к упадку и даже Флорентийская уния 1439 года, объявившая о соединении католической и православной ветвей христианства, не спасла ее от гибели, но способствовала усилению экспансионистской политики папского престола и Запада в целом в отношении Руси - последнего независимого православного государства. Поскольку к Московскому царству перешла духовная миссия павшей Византийской империи,  то теперь и она, как  ранее Византия, стала главным духовным и геополитическим врагом Запада, врагом, которого было необходимо покорить. Еще в XVI веке иезуит А.Поссевино в своих исторических сочинениях о России отдельную главу так и назвал - «трудности, перспективы и способы введения в Московию католической религии». Как известно, прямая агрессия Запада против Руси в начале XVII-го века не достигла своей цели, и Русь покорить не удалось, поэтому, по мысли А. Поссевино, решить эту задачу было возможно только через русский правящий слой.

Для достижения этой цели было необходимо, чтобы главнейшие позиции в государстве и в русской церкви занимали ставленники Ватикана. Как отметил митрополит Московский Платон (Левшин) в XVIII-ом веке, «называют Поссевина, который младых отроков Российских дворян хотел каким-либо образом уловлять, дабы они у них в Польше и Вильне обучались наукам, де их наиболее располагать к Папской вере, а через них, де, можно будет и в России успех в том иметь».

Результаты столь мощного религиозного и идеологического давления Запада, безусловно, отразились на моральных ценностях и политических стремлениях господствующего класса России. Преклонение перед Европой, и как следствие европоцентризм в мировоззрении, стали отличительными чертами многих его представителей, в том числе и среди духовенства. Они, в сущности, и способствовали усилению в России иностранного влияния. Так Ю.Крижанич в Вене в 1658 г. во время встречи с московским посланником Яковом Лихаревым выяснил, что русские послы за границей набирали иноземцев, желавших поступить на царскую службу, обещая им царское жалованье, «какого у них и на уме нет». Крижанич явился к ним с предложением своей службы царю. Количество таких «агентов влияния» Запада, приехавших в Россию по приглашению самих русских, было значительным, хотя в истории остались имена лишь немногих из них.

Способствовало этой экспансии то обстоятельство, что с середины XVII-го века экономическая зависимость России от Запада, особенно от Англии, Голландии и земель Северной Германии, то есть стран, где победило лютеранство, стала резко нарастать. Если учитывать, что традиционная политика «разделяй и властвуй», политика дробления и разрушения крупных континентальных государственных образований весьма характерна для морских и торговых стран, в частности Великобритании, то Россия вполне ощутила на себе ее последствия. «Уже на Земском соборе 1642 г. московские люди жалуются на свое обнищание и приписывают его главным образом тому, что вся торговля захвачена иностранцами». И хотя позже в России удалось потеснить иностранцев с внутреннего рынка, внешняя торговля по-прежнему оставалась в руках европейских купцов.

Для продолжения экономического порабощения России и в дальнейшем превращения ее в зависимую и колонизируемую территорию требовалось внести смуту и раскол в то, что объединяло народ в наибольшей степени - в его веру, причем внести руками самих русских. Это есть основная геополитическая причина церковных реформ патриарха Никона, о характере которой с такой ясностью завил протопоп Аввакум. Историков, особенно далеких от богословских дискуссий, всегда поражала их кажущаяся внешняя бессмысленность и бесполезность. На это, в частности, указывал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев): «Не один историк останавливался в недоумении перед трудным вопросом: как столь ничтожная причина могла породить столь великие следствия, влияние которых мы испытываем до сих пор на себе?». И, конечно, можно согласиться с митрополитом, что исправление богослужебных книг явилось лишь поводом к церковному расколу.

Таким образом, основной причиной церковного раскола явилось усиление прозападной ориентации правящего класса России, что привело к тому, что на Московском (его часто называют «разбойничьем») поместном соборе (1666-1667 гг.) была подорвана и в значительной мере искажена русская православная традиция, и весь строй жизни был направлен в иное русло.  

В ХХ веке один из видных деятелей евразийства князь Н.С.Трубецкой и другие сторонники данного учения полностью признали истинность суждений протопопа Аввакума, в частности, ошибочность редакции русских богослужебных книг по новогреческим образцам.

Следом за Никоном реформой православия занялся Петр I. Во время его правления в  русской церкви было упразднено патриаршество, отменены соборы, главой церкви был объявлен император, создан постоянно действующий Синод - бюрократическое учреждение, которое возглавлял назначенный царем чиновник. Такое новое устройство полностью разрушило древнерусский канонический строй церковной жизни и Россия постепенно, под влиянием оторвавшегося от своих корней вестернизированного господствующего класса, попадала в зависимость от Запада. Даже громкие победы русского оружия далеко не всегда служили национальным интересам России, о чем с горечью вынужден был признать в эмиграции великий князь Александр Михайлович, один из представителей «антинациональной», по выражению Н.С. Трубецкого, династии Романовых-Гольштейн-Готторпских.

Это дало основание Ф.М. Достоевскому написать в своем знаменитом произведении «Бесы»: «Весь верхний слой России кончили тем, что переродились в немцев, и оторвавшиеся окончили любовью к немцам и презрением и ненавистью к своим... Коренные русские возненавидели свой народ».

На закате своего существования в экономическом отношении Российская империя находилась  серьезной экономической зависимости от Запада. Иностранный капитал перед Первой мировой войной контролировал большую часть добычи полезных ископаемых (до 90% добычи платины, около 80% руд черных металлов и т.д.), экспорт хлеба превышал 50% от объема общего российского экспорта. Россия фактически не имела собственного торгового флота. Ее поражение в Первой мировой войне, последующие революции и гражданская война явились закономерным следствием постепенной деградации российской государственности и российского общества, что особенно болезненно отразилось на главном сословии страны - ее крестьянстве.

Деградацию народа в духовном отношении в ХХ веке отметил епископ Андрей (князь Ухтомский): «Почему... наши раскольники несравненно устойчивее и сильнее в культурном отношении? Именно потому, что раскольники живут приходскою самоопределяющейся общиною, а наша деревня влачит свое существование только по распоряжению начальства. Раскольническую общину объединяет любимый храм или часовня, а нашу православную деревню объединяла до последнего времени казенная винная лавка...».

Вот горький геополитический итог отречения от своей истории и своих духовных основ.

 
О сайтеФотогалереяКонтактыПубликацииЭкономикаСовременностьИсторияКультура Мировоззрение В начало