Геополитические последствия церковных реформ патриарха
Никона
Многие исследователи церковных реформ патриарха Никона практически
не затрагивали ее геополитических последствий, уделяя основное внимание богословским вопросам и обряду. Между тем
последствия реформы были столь значительны, что продолжают отражаться на судьбах
русского народа до настоящего времени. «Что есть русская вера?», «что такое
русское православие?», «какова духовная миссия России в мире?», «что
представляет русский народ в мировой истории и какова цель его существования?»
- на эти вопросы и сейчас нет ясных и четких ответов, без которых трудно
строить и определять будущее нашего народа и государства.
Более трех веков назад протопоп Аввакум точно определил
геополитический смысл реформ, приведших к расколу: «да устроят все
по-фряжскому, сиречь по-неметцкому. Ох, ох, бедныя! Русь, чего-то тебе
захотелося немецких поступов и обычаев!». Как видим, он вообще не упоминает о
православных греках, под знаком вероучения которых проходили церковные реформы
патриарха Никона. Этот великий мыслитель прекрасно отдавал себе отчет в том,
что уцелевшие после падения Константинополя беженцы-греки в Западной Европе оказались
под сильным влиянием католичества (латинства) и, в известной степени, стали
являться в России проводниками западного влияния.
Таким образом, церковные реформы Никона - крупнейшая идеологическая
и геополитическая диверсия Запада против России, диверсия, которая готовилась
тщательно и долго еще до падения духовной наставницы Древней Руси - Восточной
Римской империи (Византии). После захвата и разграбления крестоносцами
Константинополя в 1204 году последняя неизбежно клонилась к упадку и даже
Флорентийская уния 1439 года, объявившая о соединении католической и
православной ветвей христианства, не спасла ее от гибели, но способствовала усилению
экспансионистской политики папского престола и Запада в целом в отношении Руси
- последнего независимого православного государства.
Поскольку к Московскому царству перешла духовная миссия павшей Византийской империи, то теперь и она, как ранее Византия, стала главным духовным и
геополитическим врагом Запада, врагом, которого было необходимо покорить. Еще в
XVI веке иезуит А.Поссевино в своих исторических сочинениях о России отдельную
главу так и назвал - «трудности, перспективы и способы введения в Московию
католической религии». Как известно, прямая агрессия Запада против Руси в
начале XVII-го века не достигла своей цели, и Русь покорить не удалось,
поэтому, по мысли А. Поссевино, решить эту задачу было возможно только через
русский правящий слой.
Для достижения этой цели было необходимо, чтобы главнейшие позиции в
государстве и в русской церкви занимали ставленники Ватикана. Как отметил
митрополит Московский Платон (Левшин) в XVIII-ом веке, «называют Поссевина,
который младых отроков Российских дворян хотел каким-либо образом уловлять,
дабы они у них в Польше и Вильне обучались наукам, де их наиболее располагать к
Папской вере, а через них, де, можно будет и в России успех в том иметь».
Результаты столь мощного религиозного и идеологического давления
Запада, безусловно, отразились на моральных ценностях и политических
стремлениях господствующего класса России. Преклонение перед Европой, и как
следствие европоцентризм в мировоззрении, стали отличительными чертами многих
его представителей, в том числе и среди духовенства. Они, в сущности, и
способствовали усилению в России иностранного влияния. Так Ю.Крижанич в Вене в
1658 г. во время встречи с московским посланником Яковом Лихаревым выяснил, что
русские послы за границей набирали иноземцев, желавших поступить на царскую
службу, обещая им царское жалованье, «какого у них и на уме нет». Крижанич
явился к ним с предложением своей службы царю. Количество таких «агентов
влияния» Запада, приехавших в Россию по приглашению самих русских, было
значительным, хотя в истории остались имена лишь немногих из них.
Способствовало этой экспансии то обстоятельство, что с середины
XVII-го века экономическая зависимость России от Запада, особенно от Англии,
Голландии и земель Северной Германии, то есть стран, где победило лютеранство,
стала резко нарастать. Если учитывать, что традиционная политика «разделяй и
властвуй», политика дробления и разрушения крупных континентальных
государственных образований весьма характерна для морских и торговых стран, в
частности Великобритании, то Россия вполне ощутила на себе ее последствия. «Уже
на Земском соборе 1642 г. московские люди жалуются на свое обнищание и
приписывают его главным образом тому, что вся торговля захвачена иностранцами».
И хотя позже в России удалось потеснить иностранцев с внутреннего рынка,
внешняя торговля по-прежнему оставалась в руках европейских купцов.
Для продолжения экономического порабощения России и в дальнейшем
превращения ее в зависимую и колонизируемую территорию требовалось внести смуту
и раскол в то, что объединяло народ в наибольшей степени - в его веру, причем
внести руками самих русских. Это есть основная геополитическая причина
церковных реформ патриарха Никона, о характере которой с такой ясностью завил
протопоп Аввакум. Историков, особенно далеких от богословских дискуссий, всегда
поражала их кажущаяся внешняя бессмысленность и бесполезность. На это, в
частности, указывал митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев):
«Не один историк останавливался в недоумении перед трудным вопросом: как столь
ничтожная причина могла породить столь великие следствия, влияние которых мы
испытываем до сих пор на себе?». И, конечно, можно согласиться с митрополитом,
что исправление богослужебных книг явилось лишь поводом к церковному расколу.
Таким образом, основной
причиной церковного раскола явилось усиление прозападной ориентации правящего
класса России, что привело к тому, что на Московском (его часто называют
«разбойничьем») поместном соборе (1666-1667 гг.) была подорвана и в
значительной мере искажена русская православная традиция, и весь строй жизни
был направлен в иное русло.
В ХХ веке один из видных деятелей евразийства князь Н.С.Трубецкой и
другие сторонники данного учения полностью признали истинность суждений
протопопа Аввакума, в частности, ошибочность редакции русских богослужебных
книг по новогреческим образцам.
Следом за Никоном реформой православия занялся Петр I. Во время его
правления в русской церкви было
упразднено патриаршество, отменены соборы, главой церкви был объявлен
император, создан постоянно действующий Синод - бюрократическое учреждение,
которое возглавлял назначенный царем чиновник. Такое новое устройство полностью
разрушило древнерусский канонический строй церковной жизни и Россия постепенно,
под влиянием оторвавшегося от своих корней вестернизированного господствующего
класса, попадала в зависимость от Запада. Даже громкие победы русского оружия далеко
не всегда служили национальным интересам России, о чем с горечью вынужден был
признать в эмиграции великий князь Александр Михайлович, один из представителей
«антинациональной», по выражению Н.С. Трубецкого, династии
Романовых-Гольштейн-Готторпских.
Это дало основание Ф.М. Достоевскому написать в своем знаменитом
произведении «Бесы»: «Весь верхний слой России кончили тем, что переродились в
немцев, и оторвавшиеся окончили любовью к немцам и
презрением и ненавистью к своим... Коренные русские возненавидели свой народ».
На закате своего существования в экономическом отношении Российская
империя находилась серьезной
экономической зависимости от Запада. Иностранный капитал перед Первой мировой войной контролировал большую часть добычи
полезных ископаемых (до 90% добычи платины, около 80% руд черных металлов и
т.д.), экспорт хлеба превышал 50% от объема общего российского экспорта. Россия
фактически не имела собственного торгового флота. Ее поражение в Первой мировой войне, последующие революции и гражданская
война явились закономерным следствием постепенной деградации российской государственности
и российского общества, что особенно болезненно отразилось на главном сословии
страны - ее крестьянстве.
Деградацию народа в духовном отношении в ХХ веке отметил епископ
Андрей (князь Ухтомский): «Почему... наши раскольники несравненно устойчивее и
сильнее в культурном отношении? Именно потому, что раскольники живут приходскою
самоопределяющейся общиною, а наша деревня влачит свое существование только по
распоряжению начальства. Раскольническую общину объединяет любимый храм или
часовня, а нашу православную деревню объединяла до последнего времени казенная
винная лавка...».
Вот горький геополитический итог отречения от своей истории и своих
духовных основ.