Духовные истоки поморского староверия
Русская история, насыщенная войнами, революциями,
политическими переворотами и смутами, не раз переписывалась и искажалась. Не
избежала сей участи и история Православной Церкви. До сей поры сказываются
последствия трагических событий второй половины 17 века, когда под влиянием
корыстных заезжих «учителей», отказавшись от святоотеческой традиции,
соблазненные недостижимыми миражами высшей светской и духовной власти царь
Алексей Михайлович и патриарх Никон раскололи Русскую Православную Церковь.
Учинив погром древлему благочестию, они изменили не только обряды и
богослужебные тексты. Главное, было положено начало обмирщению духовной жизни, грубому
вмешательству в церковные дела государства, что привело в конечном итоге к
созданию государственного органа церковного управления – Священного Синода. Из
Церкви ушел дух соборности и всеобщего братства. На смену общинному строю и
свободному волеизъявлению пришло рабство в форме крепостничества. При Алексее
Михайловиче вслед за царем знать стала брать пример с польских магнатов,
строить загородные дворцы и окружать с себя роскошью. Началось безудержное
преклонение перед Западом. Вслед за учителями греками и итальянцами появились
учителя немцы, голландцы, французы и англичане.
История пишется
победителями, которые не обременяют себя поисками истины, но кровно
заинтересованы в утверждении собственных оценок и интерпретаций важнейших
исторических событий. Однако эти оценки, которые преподносятся как
хрестоматийные истины, далеко не всегда отвечают исторической правде, а главное
– национальным интересам российского государства.
Поэтому нам важно больше знать о своих корнях, понять
истинные причины побед и поражений выполняющей вселенскую миссию Православной
цивилизации.
Укрепление православной веры во всех пределах русской
земли, создание сильного единого государства, строительство монастырей в
необжитых местах вдали от больших городов в 14-15 веках связано с именем преподобного
Сергия Радонежского (1314–25 сентября 1392). Преподобный Сергий своей
жизнью и служением утверждал духовные ценности Святой Руси: любовь и сердечную
отзывчивость, нравственную чистоту, справедливость, стойкость и непреклонность в
борьбе за христианскую веру, созидательный труд, нестяжательство и презрение
к роскоши. Русский святой обращался к Творцу через умную молитву, связанную с
учением исихастов о Фаворском свете и божественных энергиях.
Со времен Куликовской битвы, основанный им Троице-Сергиев
монастырь стал надежным оплотом русского государства. Четыреста лет назад во
многом благодаря стойкости архимандритов Иоасафа и Дионисия, келаря монастыря
Авраамия Палицына был положен конец Смутному времени – русское государство
сохранило свою независимость и духовный суверенитет. Непреклонная решимость
защитников Троице-Сергиева монастыря
и их призывы, обращенные к народному ополчению Минина и Пожарского, сыграли
решающую роль в борьбе с изменниками, готовыми отказаться от православной
веры и принять подданство польского короля.
Из Троице-Сергиева монастыря через учеников
преподобного Сергия духовный свет Православия распространялся на Север – в лесное
Заволжье и далее к берегам Белого моря. Среди учеников и любимых собеседников
преподобного Сергия был основатель Кирилло-Белозерского монастыря величайший северный святой преподобный Кирилл.
Наделенный чутким сердцем, обладавший высочайшим
духовным авторитетом и даром убеждения, преподобный Кирилл проповедовал вечные
евангельские истины.
В своих посланиях князьям преподобный Кирилл внушал
идеал справедливой власти, а когда возникала необходимость и между князьями
происходили раздоры, мирил их.
Преподобный Кирилл написал ряд поучений, выступая
против несправедливого суда, взяток, анонимных доносов, ростовщичества. Говорил
он о пагубности пьянства и сквернословия, указывал на необходимость закрывать
корчмы.
Из Кирилло-Белозерского монастыря вышел один из
основателей Соловецкого монастыря, ученик и последователь преподобного
Кирилла - св. Савватий.
Св. Савватий и св. Герман начали свой путь на Соловецие острова от часовни на реке
Выг и достигли островов летом 1429 года. После смерти Савватия Герман
продолжил его дело вместе с пострижеником Палеостровского монастыря Зосимой.
Соловецкий монастырь стал форпостом православия в
суровом Поморье. Благодаря своим устроителям на протяжении более двух веков он
являлся духовным, культурным и хозяйственным центром русского севера.
В 1548 году игуменом монастыря становится Филипп
(Колычев), при котором Соловки превратилась в настоящее
технологическое чудо. Началось каменное строительство. Были воздвигнуты храмы,
хозяйственные сооружения; многочисленные озера Большого Соловецкого острова
соединенные рукотворными каналами, образовали сложную гидротехническую систему.
По замыслу игумена Филиппа впервые на Руси на Соловецких островах была построена
каменная гавань, где в непогоду могли укрываться суда. Монастырь содержал свой
собственный флот и содействовал развитию торговли. Его защищали мощные
крепостные стены, возведенные всего за 17 лет. По существу монастырь приобрел
большое военное значение и прикрывал Московское Царство с севера, что не
позволило захватчикам в период Смутного времени отторгнуть поморские земли.
Соловецкий монастырь в белую
ночь.*
в
Огромную роль в жизни обители играла книжная культура. В монастыре была собрана
одна из лучших библиотек своего времени. Незадолго до начала так называемых
церковных реформ, расколовших Православную Церковь, книгохранителем монастыря
стал пришедший на Соловки простым пострижеником выдающийся подвижник и
защитник Православия Никанор. Богатое собрание произведений отцов
церкви, знаменитых православных греческих и ближневосточных богословов
послужило основой для глубокого проникновения Соловецких иноков в христианское
вероучение, и впоследствии – для точного и непротиворечивого обоснования собственных
взглядов в полемике с противниками древлего благочестия.
Соловецкий монастырь соединил в себе духовный опыт
Москвы и Новгорода, вобрал в себя лучшие народные традиции Северной Руси.
Именно в Поморье, как нигде в других местах, народ сохранил старинные предания
и былины, передавая их из поколения к поколению. Здесь не страдали отсутствием
исторической памяти. Былины в Поморье воспринималось как священное наследие
предков. Связь времен прослеживалась на протяжении тридцати человеческих
поколений. Русские люди на дальних рубежах, осваивая новые земли и общаясь с
другими народами, утверждали свою веру, язык и культуру.
В суровых условиях севера первопроходцы привыкли жить
своим умом и были способны, не дожидаясь указаний сверху, проявлять инициативу,
принимать самостоятельные рациональные решения. Русский Север не знал
крепостничества; у свободолюбивых жителей Поморья был силен дух товарищества и
взаимовыручки, уважения к честному труду. Здесь в почете был коллективный, артельный
труд, основой которого являлась православная хозяйственная этика. Впоследствии
эта традиция, бережно сохраненная староверами, сыграла решающую роль в
хозяйственном освоении Урала и Сибири и, в конечном итоге, стала главной
движущей силой грандиозной промышленной революции в России на рубеже 19-20
веков.
С Поморьем связана история российского флота. Здесь
задолго до петровских времен, без всякого участия иностранцев умели строить
суда, на которых отважные мореходы доходили до Новой Земли, Шпицбергена и
легендарной Мангазеи. Еще в середине 17 века шедшая на деревянных поморских
кочах экспедиция Семена Дежнева открыла пролив между Америкой и Азией. Уходя с
молитвой в опасное плавание, поморы вверяли свою жизнь Господу Богу и не
расставались со святыми образами.
Соловецкий монастырь –
главный источник древлего благочестия – находился в центре земли Поморья и был
кровно связан с ее жителями, которые знали, что духовные отцы свято оберегают
чистоту истинной православной веры и останутся верными ей до конца.
Когда из непомерного тщеславия и недальновидного
политического расчета царь Алексей Михайлович и патриарх Никон начали менять
канонические обряды и исправлять богослужебные книги под диктовку заезжих
авантюристов-греков, Соловецкий монастырь остался верен своим основателям и
учителям и не изменил святоотеческому преданию.
Реформа началась в 1652 году. Зная об отказе монастыря
принять ее, уже в 1653 году московские власти предприняли попытку поставить во
главе монастыря послушного исполнителя своей воли. В ответ монастырская братия
выдвинула своего духовного лидера – стойкого защитника веры, пользовавшегося
всеобщим уважением Никанора. Никанор поехал на поставление в Москву, но
получил назначение не в Соловецкий монастырь, а был направлен архимандритом в
Саввино-Сторожевский монастырь Рожества
Пресвятой Богородицы в Звенигороде.
Находясь в Звенигороде, архимандрит Никанор не утратил
связь с насельниками Соловецкого монастыря. Предвидя будущие трагические
события, в 1660 году он вернулся на Соловки где на протяжении долгих лет
противостояния с «реформаторами», расколовшими Церковь, духовно окормлял
защитников старой веры. По его слову Соловецкий собор в 1663 г. принял решение «смирять
монастырским смирением» всех тех, кто «чины новые приимет».
В условиях многолетней осады стала складываться и
утверждаться практика беспоповства, когда чтение богослужебных текстов
переходило от священников к мирянам. Защитниками этой практики были архимандрит
Никанор и протопоп Аввакум.
Поначалу Соловецкие иноки верили, что сумеют убедить
царя и патриарха Никона в ошибочности и пагубности церковных реформ. Архимандрит
Никанор был одним из составителей соловецких челобитных. Соловецкие монахи
взывали и к сердцу и к разуму государя. Один из ближайших сподвижников
архимандрита Никанора Герасим Фирсов написал Трактат о двуперстии. Постепенно
формировалась выверенная мировоззренческая и богословская позиция, которая
впоследствии нашла отражение в знаменитых «Поморских ответах».
Худ. С.Милорадович.
Черный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666
году
Но власти – как церковная, так и светская – не стремились
к согласию и миру, так как преследовали другие цели. В конце 1667 года началось
силовое противостояние Соловецкого монастыря и царской администрации, которое
завершилось в 1676 году захватом обители, жестокой расправой и казнями
защитников старой веры.
Казни соловецких иноков. Со старинной старообрядческой
иконы.
Новообрядчество вводилось силой и принуждением. Ради
сомнительных нововведений была развязана настоящая гражданская война. В борьбе
за старую веру мученическую смерть приняли ученики и наследники преподобных
Савватия, Зосимы и Германа, а вместе с ними тысячи простых людей, не желавших
подчиняться произволу и уступать насилию. Соловецкий монастырь долгие годы
выдерживал осаду царских войск не только потому, что его окружали крепкие и
высокие стены: обитель держалась благодаря поддержке жителей Поморья, многие из
которых затем примкнули к поморскому согласию.
После падения Соловецкого монастыря многочисленных
сторонников старой веры в Поморье возглавил соловецкий дьяк Игнатий,
покинувший монастырь еще до начала его осады. Он долгие годы странствовал по
Северу, скрываясь от преследования властей, вел переписку со своими
единомышленниками: протопопом Аввакумом, игуменом Досифеем, иноком Корнилием. Игнатий
подписал три первые из пяти челобитных царю в защиту старого обряда и был
автором сочинений, в которых увековечил память защитников Соловецкого монастыря.
Сам Игнатий погиб при захвате царскими войсками Палеостровского
монастыря. Как известно, вместе с ним мученическую смерть приняли более тысячи православных
христиан. Задолго до этого в 1656 году в Палеостровском монастыре был казнен
активный противник церковных реформ епископ Павел Коломенский.
Еще в Соловецком монастыре один из насельников,
благочестивый старец Гурий, убеждал дьякона Игнатия уйти из монастыря и основать
новую обитель. Чаяния Игнатия и немногих соловецких иноков, спасшихся от
жестоких казней, осуществили Даниил Викулин и братья Андрей
и Семен Денисовы, которые основали и обустроили Выгорецкий монастырь.
Выговская пустынь напрямую
наследовала дух и традиции Соловецкого монастыря. «И так, малая сия речка [Выговское
общежительство] истекла из источника великой Соловецкой обители». В наши дни
наследниками великой духовной традиции являются те, кто остался верен заветам
Поморского староверия, те, кого объединяет предчувствие общей беды, осознание
высшего предназначения человека на пути всеобщего спасения и борьбы с явившимся
в мир антихристом.
*Снимки Соловецкого монастыря любезно
предоставлены г-жой Хайде Нонненмахер.
Х.Нонненмахер (Heide Nonnenmacher)
– немецкий художник и дизайнер, председатель Союза художников-прикладников земли
Баден-Вюртемберг (Германия)