Духовные истоки поморского староверия
  Русская история, насыщенная войнами, революциями,
    политическими переворотами и смутами, не раз переписывалась и искажалась. Не
    избежала сей участи и история Православной Церкви. До сей поры сказываются
    последствия трагических событий второй половины 17 века, когда под влиянием
    корыстных заезжих «учителей», отказавшись от святоотеческой традиции,
    соблазненные недостижимыми миражами высшей светской и духовной власти царь
    Алексей Михайлович и патриарх Никон раскололи Русскую Православную Церковь.
    Учинив погром древлему благочестию, они изменили не только обряды и
    богослужебные тексты. Главное, было положено начало обмирщению духовной жизни, грубому
    вмешательству  в церковные дела государства, что привело в конечном итоге к
    созданию государственного органа церковного управления – Священного Синода. Из
    Церкви ушел дух соборности и всеобщего братства. На смену общинному строю и
    свободному волеизъявлению пришло рабство в форме крепостничества. При Алексее
    Михайловиче вслед за царем знать стала брать пример с польских магнатов,
    строить загородные дворцы и окружать с себя роскошью. Началось безудержное
    преклонение перед Западом. Вслед за учителями греками и итальянцами появились
    учителя немцы, голландцы, французы и англичане.
   История пишется
    победителями, которые не обременяют себя поисками истины, но кровно
    заинтересованы в утверждении собственных оценок и интерпретаций важнейших
    исторических событий. Однако эти оценки, которые преподносятся как
    хрестоматийные истины, далеко не всегда отвечают исторической правде, а главное
    – национальным   интересам российского государства.
История пишется
    победителями, которые не обременяют себя поисками истины, но кровно
    заинтересованы в утверждении собственных оценок и интерпретаций важнейших
    исторических событий. Однако эти оценки, которые преподносятся как
    хрестоматийные истины, далеко не всегда отвечают исторической правде, а главное
    – национальным   интересам российского государства. 
  Поэтому нам важно больше знать о своих корнях, понять
    истинные причины побед и поражений выполняющей вселенскую миссию Православной
    цивилизации.
  Укрепление православной веры во всех пределах русской
    земли, создание сильного единого государства, строительство монастырей в
    необжитых местах вдали от больших городов в 14-15 веках связано с именем преподобного
    Сергия Радонежского (1314–25 сентября 1392). Преподобный Сергий  своей
    жизнью и служением утверждал духовные ценности Святой Руси: любовь  и сердечную
    отзывчивость, нравственную чистоту, справедливость, стойкость и непреклонность в
    борьбе за христианскую веру,  созидательный труд,  нестяжательство и презрение
    к роскоши. Русский святой обращался к Творцу через умную молитву, связанную с
    учением исихастов о Фаворском свете и божественных энергиях.
  Со времен Куликовской битвы, основанный им Троице-Сергиев
    монастырь стал надежным оплотом русского государства. Четыреста лет назад во
    многом благодаря стойкости архимандритов Иоасафа и Дионисия, келаря монастыря
    Авраамия Палицына был положен конец Смутному времени – русское государство
    сохранило свою независимость и духовный суверенитет. Непреклонная  решимость
    защитников  Троице-Сергиева  монастыря
    и их призывы, обращенные к народному ополчению Минина и Пожарского, сыграли
    решающую роль   в борьбе с изменниками, готовыми отказаться от православной
    веры и принять подданство польского короля.
монастыря
    и их призывы, обращенные к народному ополчению Минина и Пожарского, сыграли
    решающую роль   в борьбе с изменниками, готовыми отказаться от православной
    веры и принять подданство польского короля. 
  Из Троице-Сергиева монастыря   через  учеников
    преподобного Сергия духовный свет Православия распространялся на Север – в лесное
    Заволжье и  далее  к берегам Белого моря. Среди учеников и любимых собеседников
    преподобного Сергия был основатель Кирилло-Белозерского монастыря величайший северный святой преподобный Кирилл.   
 
   
   
   
   Наделенный чутким сердцем, обладавший высочайшим
    духовным авторитетом и даром убеждения, преподобный Кирилл проповедовал вечные
    евангельские истины.
Наделенный чутким сердцем, обладавший высочайшим
    духовным авторитетом и даром убеждения, преподобный Кирилл проповедовал вечные
    евангельские истины.  
  В своих посланиях князьям преподобный Кирилл внушал
    идеал справедливой  власти, а когда возникала необходимость и между князьями
    происходили раздоры, мирил их.
   Преподобный Кирилл написал ряд поучений, выступая
    против несправедливого суда, взяток, анонимных доносов, ростовщичества. Говорил
    он  о пагубности пьянства и сквернословия, указывал на необходимость закрывать
    корчмы. 
  Из Кирилло-Белозерского монастыря вышел один из
    основателей Соловецкого монастыря, ученик и последователь преподобного
    Кирилла - св. Савватий. 
   Св. Савватий и св. Герман начали свой  путь на Соловецие острова от часовни на реке
    Выг и достигли островов летом 1429 года. После смерти Савватия Герман
    продолжил его дело вместе с пострижеником Палеостровского монастыря Зосимой.
Св. Савватий и св. Герман начали свой  путь на Соловецие острова от часовни на реке
    Выг и достигли островов летом 1429 года. После смерти Савватия Герман
    продолжил его дело вместе с пострижеником Палеостровского монастыря Зосимой.
  Соловецкий монастырь стал форпостом православия в
    суровом Поморье. Благодаря  своим устроителям на протяжении более двух веков он
    являлся духовным, культурным и хозяйственным центром русского севера. 
  В 1548 году игуменом монастыря становится Филипп
    (Колычев), при котором  Соловки превратилась в настоящее
    технологическое чудо. Началось каменное строительство. Были воздвигнуты храмы,
    хозяйственные сооружения; многочисленные озера Большого Соловецкого острова
    соединенные рукотворными каналами, образовали сложную гидротехническую систему.
    По замыслу игумена Филиппа впервые на Руси на Соловецких островах была построена
    каменная гавань, где в непогоду могли укрываться суда.  Монастырь содержал свой
    собственный флот и содействовал развитию торговли. Его защищали мощные
    крепостные стены, возведенные всего за 17 лет. По существу монастырь приобрел
    большое военное значение и  прикрывал Московское Царство с севера, что  не
    позволило захватчикам в период Смутного времени отторгнуть поморские земли.
  Солове цкий монастырь в белую
    ночь.*
цкий монастырь в белую
    ночь.*
   в
    Огромную роль в жизни обители играла книжная культура. В монастыре была собрана
    одна из лучших библиотек своего времени.  Незадолго до начала так называемых
    церковных реформ, расколовших Православную Церковь, книгохранителем монастыря
    стал пришедший на Соловки простым пострижеником выдающийся  подвижник и
    защитник Православия Никанор. Богатое собрание произведений отцов
    церкви, знаменитых православных греческих и ближневосточных богословов
    послужило основой для глубокого проникновения Соловецких иноков в христианское
    вероучение, и впоследствии – для точного и непротиворечивого обоснования  собственных
    взглядов в полемике с противниками древлего благочестия. 
  Соловецкий монастырь соединил в себе духовный опыт
    Москвы и Новгорода, вобрал в себя лучшие народные традиции Северной Руси.
    Именно в Поморье, как нигде в других местах, народ сохранил старинные предания
    и былины, передавая их из поколения к поколению. Здесь не страдали отсутствием
    исторической памяти. Былины в Поморье воспринималось как священное наследие
    предков. Связь времен прослеживалась на протяжении тридцати человеческих
    поколений. Русские люди  на дальних рубежах, осваивая новые земли и общаясь с
    другими народами, утверждали свою веру,  язык  и культуру. 
  В суровых условиях  севера первопроходцы привыкли жить
    своим умом и были способны, не дожидаясь указаний сверху, проявлять инициативу,
     принимать самостоятельные рациональные решения. Русский Север не знал
    крепостничества; у свободолюбивых жителей Поморья был силен дух товарищества и
    взаимовыручки, уважения к честному труду. Здесь в почете был коллективный, артельный
    труд, основой которого являлась православная хозяйственная этика. Впоследствии
    эта традиция, бережно сохраненная староверами, сыграла решающую роль в
    хозяйственном освоении Урала и Сибири и, в конечном итоге, стала главной
    движущей силой грандиозной промышленной революции в России на рубеже 19-20
    веков.
  С Поморьем связана история российского флота. Здесь
    задолго до петровских времен, без всякого участия иностранцев умели строить
    суда, на которых отважные мореходы доходили до Новой Земли, Шпицбергена и
    легендарной Мангазеи. Еще в середине 17 века шедшая на деревянных поморских
    кочах экспедиция Семена Дежнева открыла пролив между Америкой и Азией. Уходя с
    молитвой в опасное плавание, поморы вверяли свою жизнь  Господу Богу и не
    расставались со святыми образами.
   Соловецкий монастырь –
    главный источник древлего благочестия – находился в центре земли Поморья и был
    кровно связан с ее жителями, которые знали,  что духовные отцы  свято оберегают
    чистоту истинной православной веры и  останутся верными ей до конца.
Соловецкий монастырь –
    главный источник древлего благочестия – находился в центре земли Поморья и был
    кровно связан с ее жителями, которые знали,  что духовные отцы  свято оберегают
    чистоту истинной православной веры и  останутся верными ей до конца.
  Когда из непомерного тщеславия и недальновидного
    политического расчета царь Алексей Михайлович и патриарх Никон начали менять
    канонические  обряды и исправлять богослужебные книги под диктовку заезжих
    авантюристов-греков, Соловецкий монастырь остался верен своим основателям и
    учителям и не изменил святоотеческому преданию.
  Реформа началась в 1652 году. Зная об отказе монастыря
    принять ее, уже в 1653 году московские власти предприняли попытку поставить во
    главе монастыря послушного исполнителя своей воли. В ответ монастырская  братия
    выдвинула   своего духовного лидера – стойкого защитника веры,  пользовавшегося
    всеобщим уважением  Никанора. Никанор поехал на поставление в Москву, но
    получил назначение не в Соловецкий монастырь, а был направлен архимандритом в
    Саввино-Сторожевский монастырь Рожества
    Пресвятой Богородицы в Звенигороде.
  Находясь в Звенигороде, архимандрит Никанор не утратил
    связь с насельниками Соловецкого монастыря. Предвидя будущие трагические
    события, в 1660 году он вернулся на Соловки где на протяжении долгих лет
    противостояния с «реформаторами», расколовшими Церковь, духовно окормлял
    защитников старой веры. По его слову Соловецкий собор в 1663 г. принял решение «смирять
    монастырским смирением» всех тех, кто «чины новые приимет». 
  В условиях многолетней осады стала складываться и
    утверждаться практика беспоповства, когда чтение богослужебных текстов
    переходило от священников к мирянам. Защитниками этой практики были архимандрит
    Никанор и протопоп Аввакум.
  Поначалу Соловецкие иноки верили, что сумеют убедить
    царя и патриарха Никона в ошибочности и пагубности церковных реформ. Архимандрит
    Никанор был одним из составителей соловецких челобитных. Соловецкие монахи
    взывали и к сердцу и к разуму государя. Один из ближайших сподвижников
    архимандрита Никанора Герасим Фирсов написал Трактат о двуперстии. Постепенно
    формировалась выверенная мировоззренческая и богословская позиция, которая
    впоследствии нашла отражение в знаменитых «Поморских ответах».
   Худ.  С.Милорадович.
    Черный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666
    году
Худ.  С.Милорадович.
    Черный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666
    году
  Но власти – как церковная, так и светская – не стремились
    к согласию и миру, так как преследовали другие цели. В конце 1667 года началось
    силовое противостояние Соловецкого монастыря и царской администрации, которое
    завершилось в 1676 году захватом обители, жестокой расправой и казнями
    защитников старой веры. 
   
   
   
   
   Казни соловецких иноков. Со старинной старообрядческой
    иконы.
Казни соловецких иноков. Со старинной старообрядческой
    иконы.
  Новообрядчество вводилось силой и принуждением. Ради
    сомнительных нововведений была развязана настоящая гражданская война. В борьбе
    за старую веру мученическую смерть приняли ученики и наследники преподобных
    Савватия, Зосимы и Германа, а вместе с ними тысячи простых людей, не желавших
    подчиняться произволу и уступать насилию. Соловецкий монастырь долгие годы
    выдерживал осаду царских войск не только потому, что его окружали крепкие и
    высокие стены: обитель держалась благодаря поддержке жителей Поморья, многие из
    которых затем примкнули к поморскому согласию.
  После падения Соловецкого монастыря многочисленных
    сторонников старой веры в Поморье возглавил соловецкий дьяк Игнатий,
    покинувший монастырь еще до начала его осады. Он долгие годы странствовал по
    Северу, скрываясь от преследования властей, вел переписку со своими
    единомышленниками: протопопом Аввакумом, игуменом Досифеем, иноком Корнилием.   Игнатий
    подписал три первые из пяти челобитных царю в защиту старого обряда и был
    автором сочинений, в которых увековечил память защитников Соловецкого монастыря.
   Сам Игнатий погиб при захвате царскими войсками Палеостровского
    монастыря. Как известно, вместе с ним мученическую смерть приняли более тысячи  православных
    христиан. Задолго до этого в 1656 году в Палеостровском монастыре был казнен
    активный противник церковных реформ епископ Павел Коломенский. 
  Еще в Соловецком монастыре один из насельников,
    благочестивый старец Гурий, убеждал дьякона Игнатия уйти из монастыря и основать
    новую обитель. Чаяния Игнатия и немногих соловецких иноков, спасшихся от
    жестоких казней, осуществили Даниил Викулин и братья Андрей
    и Семен Денисовы, которые основали и обустроили Выгорецкий монастырь. 
   Выговская пустынь напрямую
    наследовала дух и традиции  Соловецкого монастыря. «И так, малая сия речка [Выговское
    общежительство] истекла из источника великой Соловецкой обители». В наши дни
    наследниками великой духовной традиции являются те, кто остался верен заветам
    Поморского староверия, те, кого объединяет предчувствие общей беды, осознание
    высшего предназначения человека на пути всеобщего спасения и борьбы с явившимся
    в мир антихристом.
 Выговская пустынь напрямую
    наследовала дух и традиции  Соловецкого монастыря. «И так, малая сия речка [Выговское
    общежительство] истекла из источника великой Соловецкой обители». В наши дни
    наследниками великой духовной традиции являются те, кто остался верен заветам
    Поморского староверия, те, кого объединяет предчувствие общей беды, осознание
    высшего предназначения человека на пути всеобщего спасения и борьбы с явившимся
    в мир антихристом. 
  *Снимки Соловецкого монастыря любезно
    предоставлены г-жой Хайде Нонненмахер. 
  Х.Нонненмахер (Heide Nonnenmacher)
    – немецкий художник и дизайнер, председатель Союза художников-прикладников земли
    Баден-Вюртемберг (Германия)