Философский взгляд на
церковный раскол:
А.С.Панарин
Русская философская мысль многие годы находилась
под спудом официальной идеологии, но никогда не прерывалась. Всегда появлялись самобытные мыслители, способные постигать суть и смысл происходящего, обладающие даром предвидения, выражающие смыслы и ценности
православной цивилизации.
Именно таким мыслителем был А.С.Панарин, труды
которого имеют непреходящее значение и являются
надежным ориентиром в нашем сложном, быстро меняющемся мире.
Философ не обошел своим вниманием драматические
события нашей истории, повлекшие за собой церковный раскол и имевшие далеко
идущие последствия, по сей день не
изжитые ни в духовной и общественной жизни, ни в государственном строительстве
и хозяйственной деятельности.
В своей
знаменитой книге «Реванш истории» А.С.Панарин писал: «Сила московского
государства вплоть до церковной реформы Никона определялась сочетанием этнической
и конфессиональной идентичности. Русские чувствовали себя избранным
православным народом, священный долг которого - хранить истинную веру, не дать
этому светочу погаснуть на земле. Никон, изобличивший «неправильность»
религиозной веры народа и навязавший ему чужеземных наставников - исправителей
священных книг, - нанес православию урон, от которого оно до сих пор не может
оправиться. Противопоставив «истинную церковь» не только обыденному сознанию
народа (подобно тому, как большевики противопоставят «научный социализм»
стихийному крестьянскому), но и государственной «прагматике», Никон устремился
к теократии».
Цезарепапизм
Никона вдохновлялся помыслами о византийском наследстве и воссоздании на
московской земле православной империи, в
которой церковь играла бы главную роль. В подмосковном Новом Иерусалиме Никон
воздвиг троны для всех пяти Вселенских Патриархов – Антиохийского,
Александрийского, Константинопольского, Иерусалимского и Московского. Он явно
стремился воспроизвести в Подмосковье вселенскую модель иерусалимского храма
Гроба Господня.
Претензии
церкви на светскую власть породили обратную реакцию. Государство, по сути,
поглотило церковь. «Петровские преобразования привели к секуляризации церкви и
утрате ею статуса независимой духовной власти, не творящей кумира из земных
владык.
Сначала
Петр устранил патриаршество и учредил Синод, в сущности одно из чиновничьих
ведомств. Последующие установления вообще подорвали роль церкви как
олицетворения священной письменной традиции, соединяющей общины, регионы и
этносы не по административно-государственной земной горизонтали, а по небесной
вертикали - в рамках сакральной
ценностной системы.
При
Екатерине II была устранена
автономия церковного прихода: священник теперь не выбирался приходом, а назначался
иерархией с одобрения помещика. Этим было положено начало десакрализации
общины: она утрачивает статус живого собора православных христиан и все больше
выступает в прозаической форме фискально-податного института. В 1767 году был
принят указ, категорически запрещающий церковным служителям оформлять жалобы и
челобитные крестьян на своих владельцев. Священник перестал быть защитником
своих прихожан, но напротив, обязан был доносить на них, подчас нарушая тайну
исповеди. Престижу священства был нанесен смертельный удар, приведший сначала к
сочинительству похабных сказок про попов, а затем - в 1917 году - и к
физической расправе над ними. Правящий класс одновременно и вестернизируется,
осуществляя сепаратную эмиграцию из Святой Руси на Запад, и секуляризируется,
избавляясь от цензуры со стороны церковной морали. Власть все более становится светской, одновременно освобождаясь от духовно-религиозного надзора со стороны утратившей
всякую автономию духовной власти».
Принцип
разделения властей на исполнительную и духовную был нарушен. Это
предопределило дискредитацию государства
и церкви в глазах народа. Произошел раскол, следствием которого стали
последующие смуты и революции.
«Разрушение единого духовно-религиозного пространства,
сообщающего народу черты единой общины верующих», породило внутренние
противоречия и конфликты, обесценило государственный и религиозный договор
верхов с низами по поводу совместного служения Святой Руси.
Верхи,
приобщаясь к культурным и потребительским стандартам «развитых государств»,
постепенно отрекались от всего национального и осуществляли внутреннюю
эмиграцию на Запад, оставляя выполнение религиозного и государственного долга
«темным» низам. Именно это безоглядное и поверхностное подражание Западу
привело в последствии к насаждению на российской почве разрушительных
коммунистических и либеральных идей. Этот феномен во многом объясняет
непримиримую вражду к носителям старой веры, как со стороны светских и
церковных верхов императорской России, так и со стороны идеологов и практиков
военного коммунизма, стремившихся разжечь пожар мировой революции.
Искренне
и глубоко верующие люди, твердые в своих принципах и нравственных устоях, не
идущие ради выгоды на компромисс, крайне неудобны там, где в ходу ложь и
лицемерие. Так было в первые века христианства, так остается и сейчас. Но мир
не стоит без праведников, а цивилизации, утратившие стремление к высшим
ценностям, уходят в небытие.
Православная
соборность, или общинность, - это свободное
соединение людей для уготовления к спасению. Православное сознание принимает
власть как свободное послушание по совести, а не по необходимости. Община не признает власти, если она опирается не на святость, а на
принуждение.
Выдающийся
русский философ А.С.Панарин был убежден в высоком предназначении нашей
православной цивилизации. Он утверждал: «Требуется, наконец, сознание
исключительности своей миссии – возвышенного долженствования, связанного с
пониманием того, что на долю России и русского народа выпала единственная в
своем роде задача всемирно-исторического масштаба».