География староверия очень обширна и разнообразна, и
разбросана по многим странам и континентам. Но это не мешает в нынешнее время
совместному общению. Тем более, что поводом стали юбилейные мероприятия. В
одной из старейших общин г. Сувалки, что на севере Польши: отмечалось 100-летие
Сувальского Свято-Никольского храма. Юбилейный праздник отмечался впервые за
много лет. К данному мероприятию прихожане готовились ответственно. Ожидалось
множество староверов из Прибалтики, России, Белоруссии, Украины, а также других
населенных пунктов самой Польши.
Из Москвы на торжества от Первой московской поморской
старообрядческой общины был приглашен наставник М.М. Рачек и его жена – О.Д.
Рачек. О староверах в Польше, об истории староверии ознакомились на сайтах http://pomorian.narod.ru/module2/module91.htm http://samstar.ucoz.ru/news/2009-08-24-2514
Дорога до
храма в Сувалках от Москвы заняла 1260 км, а по времени – чуть более 15 часов.
Слава Богу, на границе проблем не было. Примерно через сорок минут уже ехали
по территории Польши. Встретил нас батюшка Никола Логинович, тепло и
душевно. После вечерней службы на ночлег мы были определены в семью
староверов Анны и Диомида Яфишовых (Anna i Dzieomid Jafiszow), семью душевную и богобоязненную.
В воскресенье
после часов и молебна был крестный ход. Затем после торжественных поздравлений
гостей, представителей российского посольства и управ города и района
состоялся праздничный обед и братская беседа. Во второй половине дня состоялась
конференция и осмотр фотовыставки, посвященной Рижской Гребенщиковской
старообрядческой общине.
О ней очень подробно и увлекательно рассказал ректор
Духовного училища. Рассказ погружал нас в далекие трогательные времена, со
всеми реалиями духовной жизни.
Приветственные
слова благодарности в адрес организаторов конференции и фотовыставки произнесли
от Председателя ЦС ДПЦ Латвии – о. Алексей Николаевич Жилко, заместитель
Председателя РС ДПЦ о. Владимир Викторович Шамарин. Духовные стихи исполнили А.
А. Безгодов, К. Я. Кожурин, М.Б. Пашинин, И.А. Жилко.
На следующий
день мы в составе группы отправились в деревню Габовые Гронды, где находится
еще одна дружная община возглавляемая наставником о. Димитрием Каплановым.
Встреча началась с посещения храма, где были спеты стихеры Пасхи. Далее
выслушали незавидную и трогательную историю общины. Прихожанам приходилось
возвращаться трижды после принудительных эвакуаций в Саратов во времена Первой
Мировой войны и после захвата Польши Германией в 1939 году и насильственного
переселения в Литву. Но прихожане вновь возвращались и начинали практически с
нуля.
Дмитрий
Капланов поведал, что после возвращения, староверы увидели, что кольца из
колодцев – и те вытаскивали и увозили. Сам храм был разобран одним зажиточным
жителем: в своем поместье он из него построил сарай для скота. И вот житель по
окончании стройки поместил скот в сарай, а сам пошел в дом, довольный удачной
постройкой. Через некоторое время разразилась огромная буря. От удара молнии
сарай сгорел вместе со всем скотом. Местные жители долго поговаривали между
собой, что негоже дом Божии превращать с сарай.
С Божьей
помощью построили новый храм, который существует и поныне.
Посетили
находящееся недалеко от Храма чистое и очень ухоженное кладбище. Перед входом на кладбище установлен памятник староверам, погибшим в Великой Отечественной войне, - жителям деревень Бор и Габовые Гронды.
Службы
проводим регулярно», - продолжал о. Дмитрий, - «народ у нас дружный, чисто
русская душа. После того, как посмотрите все вокруг, приглашаем в нашу светлицу».
Светлица – это
прекрасное здание, где проводятся встречи, собрания и другие мероприятия. Обед
был изысканный, особенно блюда местной кухни.
Приятно
удивило выступление фольклорной группы «Рябина». Если в разговорах с жителями
слышался мягкий и нежный акцент, то группа исполнила песни на чистейшем русском
языке. В исполнении прозвучали бытовые, казацкие, народные песни – от конца 19
века до песен эстрадных 80-90 годов.
В братском
общении узнали и о некоторых проблемах общины. Мало привлекается молодое
поколение. Из деревень молодежь уезжает учиться в города, а многие в поисках
работы эмигрируют в другие государства. Когда наступает Великий пост, то многие
приезжают на исповедь, не забывая родные края и свою веру. Много проблем со смешанными
браками. Но, в общем, община живет, и все этому очень рады.
Встреча в
сердцах осталась незабываемая.
На следующий
день 1 мая был отъезд гостей. Анна и Диомид предложили показать нам город,
познакомить с достопримечательностями, посетить кладбище – захоронение
советских военнопленных – и побывать на старообрядческом кладбище. Мы были не
против, но предварительно попросили посетить места своих родных, Александрово и
окрестности. Посетить данные места было давней мечтой. Родной дедушка Ольги
Дмитриевны Гутянский Андрей Изотович был родом из деревни Александрово, что в
пригороде г. Сувалки. В январе 1907 года в Александрове была зарегистрирована
старообрядческая община, в которой дядя Андрея Изотовича был наставником. В
округе староверов проживало много. Остались русские названия: Марьяново, Соколово.
К сожалению, самого храма не осталось, он был разорен еще
во время войны. На кладбище определить, кто и где похоронен, не представляется
возможным.
Посетили мемориальное кладбище, на котором похоронены около 46 000 советских военнопленных (по
другим источникам – до 51 680 жертв), которые были убиты в лагере Шталаг
Sudauen -
Шталаг I / F Sudauen, в основном русских, белорусов и выходцев из Азии (около
800 человек были евреи, итальянцы и поляки). Здесь захоронено 5136 солдат и
офицеров Красной Армии, погибших в октябре 1944 года при освобождении г.
Сувалки и окрестных населенных пунктов.
Строительство лагеря было запланировано в 1940
году, а первые строительные работы начались в апреле и мае 1941 года – за два
месяца до нападения на СССР. Ликвидация лагеря – 1 октября 1944 года. На многочисленных надгробиях установлены
таблички и именами погибших, которых родственникам удалось обнаружить.
Пришло
время собираться в обратную дорогу домой.
Искренне
выражаем сердечную признательность о. Николе Логиновичу за приглашение на юбилейные
торжества и особую благодарность семье Яфишевых за прием. Хотелось чуть
подробнее отозваться о семье староверов Анны и Диомида Яфишовых. Вначале,
когда о. Никола познакомил нас и пояснил, что мы будем, на время праздника
проживать у них, волновались. Были переживания по поводу уклада жизни, обычаев,
сможем ли мы найти общий язык. Переживали и волновались напрасно. Разговор был
настолько душевный, что и не заметили, как стрелки часов перевалили за 2 часа
ночи.
И особенно
радуемся, что Господь сподобил познакомиться с данной семьей, где в
непоколебимой верности сохраняются православные каноны жизни и глубокая
верность отеческим преданиям, старинные русские обычаи, честное имя
православного христианина и страх Божий. И все это передается детям Андрею,
Людмиле и Марку; Людмила, филолог русского языка, и ее муж Трифон – уже своим детям: Аркадию и Петру. Страх
Божии не как раба перед хозяином и не как наемника перед начальником, а страх
Божии как сынов перед Господом, чтобы не опозорить Отца, не опозорить Имя Его
за свои слова, действия и мысли.
За свои,
более чем сорок лет совместной жизни, на первом месте всегда была вера в Бога.
Диомид родился в деревне Шуры, а Анна родилась в
деревне Габовы Гронды. С 1971 года проживают в г.Сувалки. Дома
всегда говорили на русском языке. Их дети изучали русский язык в школе. Внукам
язык передают их родители. И дополнительно посещают воскресную школу.
На душе было
радостно от всех встреч и впечатлений и грустно, что приходиться расставаться.
Пожелания в
дорогу были самые душевные. Расставались со слезами на глазах. Было ощущение,
что уезжали от очень близких и родных людей, через поколения сохранивших свою
веру, культуру, язык, и самое главное, теплоту русской души.
Слова в
дорогу были самые душевные и радушные: «Мы будем молитвенно уповать за
разрешение ваших проблемных вопросов жизни, чтобы дух древнего благочестия
открывался не только тем, кто исповедует спасительную веру Христову, но и тем,
кто ценит в древних памятниках проявление национальной культуры.
Староверам Москвы и России искренне желаем
благополучия и здоровья, а также процветания духовной, религиозной и культурной
жизни во всех общинах.
Anna i Dzieomid Jafiszow.»
Г.И.Х.С.Б.П.Н.
Дорогие братья и сестры поморцы,
Староверы поморской общины в Габовых Грондах в Польше передают низкий поклон и душевный привет всем поморцам России. Благодаря Вам мы знаем, что в нашей исторический Родине все направляется по доброму пути христианской добродетельности, и поэтому наша русская душа спокойна.
Желаем Вам всем стойкости за веру Христову и сохранения древнего благочестия. Всем старовером благополучия, здоровья и многих сил в нашей староверской жизни.
Наша община всегда рада всем старовером, которые к нам приедут. Как говорится, старовер в дом, Бог в дом.
о. Димитрий Капланов. (Dymitr Kaplanow)
Пожелаем и мы всем староверам Польши светлой радости, крепкого здоровья и сильного духа.
Москва – Сувалки – Москва. Рачек М.М., Рачек О.Д.