География староверия очень обширна и разнообразна, и разбросана по многим странам и континентам. Но это не мешает в нынешнее время совместному общению. Тем более, что поводом стали юбилейные мероприятия. В одной из старейших общин г. Сувалки, что на севере Польши: отмечалось 100-летие Сувальского Свято-Никольского храма. Юбилейный  праздник отмечался впервые за много лет. К данному мероприятию прихожане готовились ответственно. Ожидалось множество староверов из Прибалтики, России, Белоруссии, Украины, а также других населенных пунктов самой Польши.

Из Москвы на торжества от Первой московской поморской старообрядческой общины  был приглашен наставник М.М. Рачек и его жена – О.Д. Рачек.   О староверах в Польше, об истории староверии ознакомились на сайтах http://pomorian.narod.ru/module2/module91.htm   http://samstar.ucoz.ru/news/2009-08-24-2514

Дорога до храма в Сувалках от Москвы заняла 1260 км, а по времени – чуть более 15 часов. Слава Богу, на границе  проблем не было. Примерно через сорок минут уже ехали по территории Польши.    Встретил нас батюшка Никола Логинович, тепло и душевно.   После вечерней службы на ночлег мы были определены в семью староверов Анны и Диомида Яфишовых (Anna i Dzieomid Jafiszow), семью душевную и богобоязненную.

В воскресенье после часов и молебна был крестный ход. Затем после торжественных  поздравлений гостей, представителей  российского посольства и управ города и района состоялся праздничный обед и братская беседа. Во второй половине дня состоялась конференция и осмотр фотовыставки, посвященной Рижской Гребенщиковской старообрядческой  общине. 

О ней очень подробно и увлекательно рассказал ректор Духовного училища. Рассказ погружал нас в далекие трогательные времена, со всеми реалиями духовной жизни.

Приветственные слова благодарности в адрес организаторов конференции  и фотовыставки произнесли от Председателя ЦС ДПЦ Латвии – о. Алексей Николаевич Жилко, заместитель Председателя РС ДПЦ о. Владимир Викторович Шамарин. Духовные стихи исполнили А. А. Безгодов,  К. Я. Кожурин, М.Б. Пашинин, И.А. Жилко.

 На следующий день мы в составе группы отправились в деревню  Габовые Гронды, где находится еще одна дружная община возглавляемая наставником о. Димитрием Каплановым. Встреча началась с посещения храма, где были спеты стихеры Пасхи. Далее выслушали незавидную и трогательную историю общины. Прихожанам приходилось возвращаться трижды после принудительных эвакуаций в Саратов во времена  Первой Мировой войны и после захвата Польши Германией в 1939 году и насильственного переселения в Литву. Но прихожане вновь возвращались и начинали практически с нуля.

Дмитрий Капланов поведал, что после возвращения, староверы увидели, что кольца из колодцев – и те вытаскивали и увозили. Сам храм был разобран одним зажиточным жителем: в своем поместье он из него построил сарай для скота. И вот житель по окончании стройки поместил скот в сарай, а сам пошел в дом, довольный удачной постройкой. Через некоторое время разразилась огромная буря. От удара молнии сарай сгорел вместе со всем скотом. Местные жители долго поговаривали между собой, что негоже дом Божии превращать с сарай.

 С Божьей помощью построили новый храм, который существует и поныне.

Посетили находящееся недалеко от Храма чистое и очень ухоженное кладбище. Перед входом на кладбище установлен памятник староверам, погибшим в Великой Отечественной войне, - жителям деревень Бор и Габовые Гронды.

Службы проводим регулярно»,  - продолжал о. Дмитрий, - «народ у нас дружный, чисто русская душа. После того, как посмотрите все вокруг, приглашаем в нашу светлицу».

Светлица – это прекрасное здание, где проводятся  встречи, собрания и другие мероприятия. Обед был изысканный, особенно блюда местной кухни.

Приятно удивило выступление фольклорной группы «Рябина». Если в разговорах с жителями слышался мягкий и нежный акцент, то группа исполнила песни на чистейшем русском языке. В исполнении прозвучали бытовые, казацкие, народные песни – от конца 19 века до песен эстрадных 80-90 годов.

В братском общении узнали и о некоторых проблемах общины. Мало привлекается молодое поколение. Из деревень молодежь уезжает учиться в города, а многие в поисках работы эмигрируют в другие государства. Когда наступает Великий пост, то многие приезжают на исповедь, не забывая родные края и свою веру.  Много проблем со смешанными браками. Но, в общем, община живет, и все этому очень рады.

Встреча в сердцах осталась незабываемая.

На следующий день 1 мая был отъезд гостей. Анна и Диомид предложили показать нам город, познакомить с достопримечательностями, посетить кладбище – захоронение советских военнопленных – и побывать на старообрядческом кладбище.   Мы были не против, но предварительно попросили посетить места своих родных, Александрово и окрестности.  Посетить данные места было давней мечтой. Родной дедушка Ольги Дмитриевны Гутянский Андрей Изотович был родом из деревни Александрово, что в пригороде г. Сувалки. В январе 1907 года в Александрове была зарегистрирована старообрядческая община, в которой дядя Андрея Изотовича был наставником. В округе староверов проживало много. Остались русские названия: Марьяново, Соколово.

К сожалению, самого храма не осталось, он был разорен еще во время войны. На кладбище определить, кто и где похоронен, не представляется возможным.

   Посетили мемориальное кладбище, на котором похоронены   около 46 000 советских военнопленных (по другим источникам – до 51 680 жертв), которые  были убиты в лагере Шталаг Sudauen   - Шталаг I / F Sudauen, в основном русских, белорусов и выходцев из Азии (около 800 человек были евреи, итальянцы и поляки). Здесь захоронено 5136 солдат и офицеров Красной Армии, погибших в октябре 1944 года при освобождении г. Сувалки и окрестных населенных пунктов. 
Строительство лагеря было запланировано  в 1940 году, а первые строительные работы начались в апреле и мае 1941 года – за два месяца до нападения на СССР.  Ликвидация лагеря – 1 октября 1944 года. На многочисленных надгробиях установлены таблички и именами погибших, которых родственникам удалось обнаружить.

Пришло время собираться в обратную дорогу домой.

Искренне выражаем сердечную признательность  о. Николе Логиновичу за приглашение на юбилейные торжества и особую благодарность семье Яфишевых за прием.  Хотелось чуть подробнее отозваться  о семье староверов Анны и Диомида Яфишовых. Вначале, когда о. Никола познакомил нас и пояснил, что мы будем, на время праздника проживать у них, волновались. Были переживания по поводу уклада жизни, обычаев, сможем ли мы найти общий язык. Переживали и волновались напрасно. Разговор был настолько душевный, что и не заметили, как стрелки часов перевалили за 2 часа ночи.

И особенно радуемся, что Господь сподобил познакомиться с данной семьей, где в непоколебимой верности сохраняются православные каноны жизни и глубокая верность отеческим преданиям,  старинные русские обычаи, честное имя православного христианина  и страх Божий. И все это передается детям Андрею, Людмиле и Марку; Людмила, филолог русского языка, и ее муж Трифон – уже своим детям: Аркадию и Петру. Страх Божии не как раба перед хозяином и не как наемника перед начальником, а страх Божии как сынов перед Господом, чтобы не опозорить Отца,  не опозорить Имя Его за свои слова, действия и мысли. 

 За свои, более чем сорок лет совместной жизни, на первом месте всегда была вера в Бога. Диомид родился в деревне Шуры, а Анна  родилась в деревне Габовы Гронды.  С 1971 года  проживают в г.Сувалки. Дома всегда говорили на русском языке. Их дети изучали русский язык в школе.  Внукам язык передают их родители. И дополнительно посещают воскресную школу.

На душе было радостно от всех встреч и впечатлений и грустно, что приходиться расставаться.

Пожелания в дорогу были самые душевные. Расставались со слезами на глазах. Было ощущение, что уезжали от очень близких и родных людей, через поколения сохранивших свою веру, культуру, язык, и самое главное, теплоту русской души.

Слова в дорогу были самые душевные и радушные: «Мы будем молитвенно уповать за разрешение ваших проблемных вопросов жизни, чтобы  дух древнего благочестия открывался не только тем, кто исповедует спасительную веру Христову, но и тем, кто ценит в древних памятниках проявление национальной культуры.

Староверам Москвы и России  искренне желаем благополучия и здоровья, а также процветания духовной, религиозной и культурной жизни во всех общинах.
Anna i Dzieomid Jafiszow.»

Г.И.Х.С.Б.П.Н.
Дорогие братья и сестры поморцы,
Староверы поморской общины в Габовых Грондах в Польше передают  низкий поклон и душевный привет всем поморцам России. Благодаря Вам мы знаем, что в нашей исторический Родине все направляется по доброму пути христианской добродетельности, и поэтому наша русская душа спокойна.
Желаем Вам всем стойкости за веру Христову и сохранения древнего благочестия. Всем старовером благополучия, здоровья и многих сил в нашей староверской жизни.
Наша община всегда рада всем старовером, которые к нам приедут. Как говорится, старовер в дом, Бог в дом.

о. Димитрий Капланов. (Dymitr Kaplanow)

Пожелаем и мы всем староверам Польши светлой радости, крепкого здоровья и сильного духа.

Москва – Сувалки – Москва. Рачек М.М., Рачек О.Д.

 
О сайтеФотогалереяКонтактыПубликацииЭкономикаСовременностьИсторияКультура Мировоззрение В начало