Поморское
староверие в Москве:
история
возрождения Храма Святой Троицы и Иоанна Богослова на территории Преображенского Богадельного
дома
История поморского староверия в Москве – это подлинное
подтверждение стойкости духа, твердости в сбережении истинной православной веры
в даже самые тяжелые времена.
Первая легальная поморская часовня в Москве была
построена в 1771 году на Покровской улице на земельном участке, принадлежащем
купцу В.Ф. Монину. Главными жертвователями при
строительстве стали купцы Пимин Алексеев, Василий
Федорович Монин, Андрей Тимофеевич Заикин и Никифор Петров. В 1771 г. на дворе была устроена
деревянная часовня с отдельным помещением для призреваемых. Покровскую моленную называли Монинской,
а первым настоятелем ее был Василий Емельянов. Московская поморская община была
тесно связана с Выговским общежительством и
руководствовалась уставом и правилами, принятыми ее духовными наставниками.
Многие семьи записывали свои браки в Монинской общине, которая для этого имела установленные
правительством метрические книги, в результате чего браки признавались властями
как законные.
В 1812 году при нашествии Наполеона Покровская
моленная сгорела в пламени московского пожара. Однако сразу же после изгнания
захватчиков в 1813 году моленная была отстроена в камне на средства прихожан.
Поморское староверие в Москве крепло и расширялось, что вызывало великую
озабоченность властей.
В царствование Николая I гонения на старообрядцев усилились. Было разорено Выговское общежительство.
В 1826 г. по доносу Покровская моленная была опечатана
согласно распоряжению московского генерал-губернатора кн. Голицына.
Первоначально моленная была перенесена в дом Гусарева,
а затем в дом Ивановой в первом квартале Лефортово. 10 января 1837 г.
предписанием министра внутренних дел Блудова Монинская моленная была окончательно закрыта из-за отказа
наставника Антипы Андреева молиться «за придержащия власти».
Возрождение поморского староверия началось в конце 19 века, когда гонения на старую веру
несколько ослабли. Выдающуюся роль в укреплении поморского староверия в Москве
сыграл Иван Михайлович Горбунов (1840 – 1913). В 1890-х гг., после того, как он
закрыв свое торговое дело, И.М.Горбунов был благословлен в наставники Любушкиной моленной. На
содержание моленной он тратил все свои сбережения. И.М.Горбунов славился своей
отзывчивостью и милосердием. В то же время он был весьма строг, когда дело
касалось исполнения устава. Так, например, богатые члены брачного согласия
ходили молиться в домовую моленную В.Е.Морозова, где снисходительно смотрели на мирщение прихожан. В Любушкиной же моленной замирщенных никогда не допускали до молитвы, несмотря ни на
какие заслуги или богатство. Пение допускалось только «наонное».
В 1906 году прихожанами Любушкиной моленной была официально
зарегистрирована 1-я Московская община старообрядцев поморского законнобрачного согласия. Уже в 1908 году община построила
свой каменный храм на месте Любушкиной моленной, который располагался в Б.Переведеновском переулке 24. Храм был освящен 30 ноября 1908 года в честь
Рождества Христова и Пресвятой Богородицы и во имя Святителя Николы. Была также
построена каменная богадельня.
В 1-й Московской общине, наставником которой был
И.М.Горбунов, сохранялись строгие уставные традиции, почти монастырские. Прихожан
2-й московской поморской общины здесь
считали "отступниками и табашниками". Храм после 1917 года был сломан и еще
некоторое время стоял внутри двора между Б. Переведеновским переулком и Покровкой, ныне Бакунинской улицей. К 1980 г. между домом 20 и новым 9-этажным жилым домом уже не было
ничего.
Вторая Московская старообрядческая Поморская община
(брачного согласия) образовалась в самом начале 1907 года. Образование 2-й общины фактически связано с желанием поморцев-брачников "наречников"
иметь свой храм.
По
решению Совета общины (В. А. Горбунов (председатель), И. К. Поляков, П. И.
Ануфриев, И. И. Ануфриев, М. Л. Смирнов) был приобретен участок земли в Токмаковом переулке и приглашен архитектор И. Е. Бондаренко.
На заседании Совета 15 февраля 1907 года проект храма был одобрен настоятелем
общины Никитой Семеновичем Шпунтовым. К 1 ноября здание храма было закончено и
покрыто кровлей, а отделка и обустройство храма внутри и снаружи продолжались
всю зиму и были закончены весной 1908 года.
Освящение
храма совершилось 8 июня 1908 года в присутствии многочисленных представителей
Поморских общин и стало большим событием не только для москвичей. Чин освящения
совершали настоятели: Московской общины – Н. С. Шпунтов, Орехово-Зуевской – С.
Г. Герасимов и из Свенцянского уезда Виленской губернии – Т. П. Зубков. Храм стал центром
духовной жизни всего Поморского согласия.
Актив 2-й Московской поморской общины (Д. И. Занев – настоятель, Андрей Никонович Герасимов – председатель Совета общины, Н. П. Ануфриев, Василий Григорьевич Мозолькин – старосты общины, Василий Николаевич Хвальковский, Николай Тихонович Зонов, Ф. А. Агафонов, Ульян Дмитриевич Кошелев и др.) старался поддерживать связь
с поморскими общинами в разных частях страны, пытаясь сохранить то единение
поморцев, которое было достигнуто
на Первом (1909г.) и Втором (1912г.) Всероссийских Соборах.
Самые тяжелые
времена наступили для поморцев после изменения государственного строя в 1917
году. В апреле 1921 года 1-я Московская Поморская община была закрыта властями
и большинство ее членов были вынуждены присоединиться к 2-й общине, приняв ее устав
и обычаи.
Однако, не все
поморцы из закрытого Переведеновского храма перешли во
2-ю общину. Часть из них вынужденно оказалась на новом месте – в передней (алтарной) части Храма Успения Пресвятой Богородицы и Св. Николы, что в бывшей мужской части
Преображенского монастыря . Они выкупили в 1922 году у обновленцев эту переднюю
часть храма бывшей федосеевской мужской богадельни и поставили стену между восточной и западной половинами. Сюда
они перевезли часть икон и церковной утвари из храма на Б.Переведеновском переулке и, по словам старожилов, продолжили богослужения, сохраняя строгий
Выговский устав.
Давление на верующих усиливалось. Светские власти,
стараясь оградить трудящихся от «опиума для народа», стали закрывать храмы
верующих всех конфессий. Не обошла участь и храма в Токмаковом переулке. В марте 1930 года прихожанам 2-й Московской поморской общины было
сообщено, что "по просьбе трудящихся" храм закрывается, и в его
здании будет открыт клуб. Попытки добиться отмены решения ни к чему не привели.
Храм был опечатан. Общине было обещано предоставление другого помещения, а
временно оставлялась возможность пользоваться помещениями цокольного этажа.
В запечатанных помещениях храма хозяйничали
искусствоведы. "На учет" было взято более 30 старинных икон, большая
часть которых была вывезена в так называемый ГОХРАН. Кроме икон были изъяты
оклады из серебра с запрестольного креста и икон и другая церковная утварь.
В середине Великого поста общине на выбор были
предложены два здания для переезда из закрытого Токмаковского храма: часовня на Преображенском кладбище или передняя часть храма Успения
Пресвятой Богородицы и Св. Николы, бывшей мужской части федосеевского Преображенского богаделенного дома, где уже находились прихожане 1-й Московской
поморской общины. Выбор был сделан в
пользу храма Успения Пресвятой Богородицы, и в начале второй половины Великого
поста был начат переезд. Участие в перевозе икон, книг и другого общинного
имущества принимали все, кто мог быть чем-то полезен, и особенно активно
старались А.Н. Герасимов, В. Г. Мозолькин,
У.Д.Кошелев. Великий пост – это время покаянных молитв верующих. Поэтому
прихожане вынуждены были побыстрее привести в надлежащий вид дом Божий.
Итак, в конце Великого поста 1930 года 2-я Московская
Поморская община вынужденно оказалась на новом месте – в передней части храма Успения
Пресвятой Богородицы, что в бывшей мужской части Преображенского богаделенного
дома. Освящение храма было совершено на Вербное Воскресение. И с этого дня
начались регулярные службы.
Со слов
прихожан и о.Савелия, прихожане 1-й Московской общины, не принявшие устава 2-й
общины, молились в Больничном корпусе Преображенского Богаделенного дома,
который был отдан властями под общежитие швейной фабрики (Преображенский вал,
25, кор. 2). Эта моленная просуществовала вплоть до
70-х годов прошлого века.
История храма Успения Пресвятой Богородицы в Преображенском, построенного в 1790 году
староверами-беспоповцами федосеевского согласия, была
непростой и драматичной. В царствование Николая I особая непримиримость проявлялась в отношении беспоповских согласий. Преображенский богадельный дом к
тому времени являлся не только авторитетным духовным центром, но и средоточием
активной экономической и социальной жизни. В руководстве федосеевской общины на Преображенском принимали активное участие знаменитые предприниматели
и благотворители Гучковы. Хозяйственная деятельность
этой купеческой династии имела общероссийский масштаб, но ее дальнейшее
развитие сдерживалось из-за принадлежности их к староверию. В декабре 1853 года
братья Гучковы были вынуждены пойти на формальный
выход из общины. Они вместе с купцом Рогожиным написали официальную просьбу, не без давления со
стороны властей, о приеме их в
единоверие.
Ефим Федорович Гучков (1805-1859г.) - фабрикант во втором колене. Получил европейское образование.
Один из трех основных попечителей Преображенского кладбища, член совета
Московской коммерческой академии, мануфактур-советник,
был награжден 14 орденами и другими знаками отличия, и Иван Федорович (1809-1865г.) так же, как и
брат, член совета Московской коммерческой академии, имел звание мануфактур-советника. Занимался химическими исследованиями
в лаборатории Московского университета,
Отец братьев Федор Алексеевич Гучков (1736-1856) вместе с другими наставниками отказался от соглашения с царскими и
церковными властями и был отправлен в ссылку в Петрозаводск. Формальная причина
ссылки - некие "противозаконные действия", "немоление за царя" и т.д. В действительности правительство, ссылая Гучкова и арестовывая старшего наставника Семена Кузьмина,
пыталось прекратить деятельность Преображенского общества старообрядцев. Федор Гучков был не только известным религиозным деятелем, но и
основателем крупной текстильной мануфактуры Гучковых в Москве (1789).
Преображенский богадельный дом был предан в подчинение совету «Императорского человеколюбивого
общества», а в марте 1854 года здесь была открыта первая единоверческая
церковь. В 1866 году на мужской половине
Преображенском богадельного дома появился единоверческий монастырь.
История Преображенского богадельного дома, его
староверческих храмов и общин – это история непрекращающейся борьбы за
духовную самостоятельность, за право
жить и творить на своей земле, не изменяя православной вере и заветам отцов.
Война 1941-1945 гг. несколько изменила отношение
властей к религии. Постепенно Москва вновь приобрела значение центра Поморского
Староверия. В общине церковная жизнь шла своим чередом, но шла и смена
поколений. До 19 января 1946 года настоятелем Московской поморской общины был
Булатов Петр Александрович (1870 года рождения). Затем до 25 июня 1962 года
настоятелем был Лучанов Максим Лаврентьевич. После
кончины М. Л. Лучанова духовными руководителями
общины были Федор Иванович Семенихин, Петр Иванович Панфилов, Артемий Григорьевич Самохвалов, Макарий Денисович Гребенников. Затем настоятелем общины становится Савелий Иванович
Корсаков.
Председателями общины после кончины А. Н. Герасимова были
Михаил Степанович Деменков, Федор Семенович Кукушкин. А затем председателем
общины стал о. Игорь Матвеевич Шувалов.
И.М.Шувалов и С.И.Корсаков много сделали для
укрепления поморского согласия в Москве и России. Они приложили немало сил,
чтобы Преображенский монастырь стал центром возрождения не только поморского,
но и всех согласий, ведущих свое начало от Соловецкого монастыря и Выговского общежительства.
Был восстановлен и освящен храм Святой Троицы и Иоанна
Богослова в историческом здании Братского корпуса, построенного в 1801 году в
комплексе Преображенского Богаделенного дома.
На заседании Совета Старейшин 23 января 2005 года
рассматривался вопрос об открытии моленной, и каждый высказал свое мнение. На этом
заседании присутствовали: о. Савелий (Корсаков Савелий Иванович), о. Игорь (Шувалов
Игорь Матвеевич), К.К. Корсаков, Н.К. Булатов, П.К. Голубовский,
П.И. Бусоргин, М.Т. Беспалов, И.Ф. Березин, М.М. Рачек, В.Я .Авдонкин, П.А. Юдаев. Также были приглашены: Г.А.
Агафонов, В.Г. Гузь, Е.П. Зотов, П.Ф.Суворов, О.Г. Коваль,
А.В. Макаров. Решение о восстановлении храма было принято соборно, при общем
одобрении всех членов Совета Старейшин и приглашенных.
Все работы
по восстановлению Храма были возложены
на заместителя председателя общины Зотова Евгения Петровича. С утра до позднего вечера проводились восстановительные
работы в помещении храма. Участие принимали все желающие. В воскресные дни или когда наступал праздник, работы останавливались. И с благословления о. Савелия, под руководством духовного наставника о. Георгия (Рощина Георгия Евгеньевича)
проходили службы. 19 декабря 2005 года
при большом стечении прихожан на праздник Святителя Николы храм Святой Троицы и Иоанна Богослова был освящен о. Савелием, о. Игорем, о.
Георгием.
С этого
момента времени в храме регулярно
проводятся все службы и требы. В декабре
2006 года после службы в присутствии прихожан в храме Святой Троицы и Иоанна Богослова о. Савелием, о. Игорем, о. Иоанном (Рыбаковым
Иваном Ивановичем) был благословлен в духовные наставники Михаил Михайлович Рачек (о. Михаил).
19 декабря 2010 года прихожане отметят пятилетнюю годовщину со дня освящения
восстановленного храма Святой Троицы и
Иоанна Богослова, настоятелем которого является о. Михаил (М.М.Рачек).
В этом храме бережно сохраняют традиции наонного пения, следуют Соловецкому уставу, а его прихожане
по благословлению своих наставников
являются продолжателями и наследниками 1-й Московской Поморской общины. Здесь
же находятся входные металлические двери храма с Б.Переведеновского переулка с изображениями архангелов Михаила и Гавриила.
Прихожане свято чтят традиции поморского староверия и
не забывают слова попечителя и учредителя Преображенского богаделенного дома
московского купца Ильи Алексеевича Ковылина. На
правой стороне надгробного камня выгравирована следующая надпись:
"Смертный! Помни, что святая Церковь или духовное христиан собрание есть
одно тело, которого глава Христос, и что всякое несогласие между христианами
есть болезнь Церкви, оскорбляющая Главу ея. Так
старайся избегать всех тех случаев, которые удобны к воспалению вражды и
раздоров".