Духовно-охранительная задача Руси

как национальная идея

_______________________________________________

Часть 2.

«Открытие Руси»: «начася прозывати Руська земля»

Крещение Руси

Крещение князя Бравлина

В конце VIII — начале IX в.,  период существования древнерусской Арсании, в Северном Причерноморье проповедовал  византиец Стефан Сурожский (впоследствии сурожский епископ). Благодаря его миссионерскому подвижничеству многие были обращены в христианство. Стефан скончался в конце 8 в., и после его кончины мощи его покоились на алтаре храма Св. Софии в Суроже (находился на месте современного Судака). В честь него в Суроже была построена церковь, которая вместе с св. Софией простояла до 1327 года.

Через несколько лет после смерти Стефана на Сурож напал некий князь Бравлин со своей «ратью великой русской», «пленивший всех от Корсуня до Керчи». Сказание «О прихождении ратью к Сурожу князя Бравлина из Великого Новгорода» включено в  состав «Жития святого Стефана Сурожского» (15 в.). Сказание повествует об осаде русской ратью города Сурожа, этой византийской колонии в Крыму. Летописец рассказывает, как князь Бравлин ворвался в город и начал грабить его:

«И по 10 дьнiй вниде Бравлинъ, силою изломивъ желђзнаа врата, и вниде въ градъ, и земъ мечь свой. И вниде въ церковь въ святую Софiю, и разбивъ двери и вниде идђже гробъ святаго, а на гробђ царьское одђало и жемчюгь, и злато, и камень драгый, и кандила злата, и съсудовъ златыхъ много, все пограбиша».

Внезапно его сразил недуг. Точное описание болезни (эпилептический припадок) позволяет предположить, что она не придумана и описываемый случай действительно имел место.

«И в томъ часђ разболђся, обратися лице его назадъ, и лежа пђны точаше…»

 Тогда Бравлин велел дружине вернуть всё, что было взято от гроба святого, однако это не помогло обездвиженному князю. После того, как он приказал вывести войско из захваченного города, оставив в нём всю награбленную добычу, Святой Стефан явился к князю в видении и сказал: «Пока не крестишься в церкви моей, не возвратишься и не выйдешь отсюда». Князь с дружиной принял крещение от архиепископа Филарета, преемника Стефана Сурожского. Приняли крещение также все его бояре.

«I прiидоша попове, и Филаретъ архiепископъ, и молитву сътвориша надъ княземъ. И крестиша его въ имя Отца и Сына и Святаго Духа. И обратися лице его пакы. Крестиша же ся и боляре вси…». Бравлин, как ему  повелел Святой Стефан, отпустил всех пленников, затем неделю не выходил из церкви, пока не почтил дарами св. Стефана и сам город Сурож с его жителями, после чего удалился.

Так высоко поэтично, в символическом изображении описан один пример того, что происходило на русской земле на рубеже 8-9 вв. Как пишет М.Брайчевский, «новая вера решительно прокладывала себе путь, приобретая на Руси солидную поддержку. На повестку дня стала официальная христианизация Руси».

* * * * * * * * *

Этот эпизод, не включенный в первоначальное  греческое жизнеописание Стефана Сурожского, но представленный в русской летописи, весьма важен.

Во-первых, он еще раз подтверждает, что русское государство к  8-9 вв. уже было сильным и развитым. Иначе успешные военно-политические акции с их географически растянутыми марш-бросками были бы невозможны.   Эта мысль отражена в памятнике 16 в. «Степенной книге» царского родословия, составленной по инициативе митрополита Макария  духовником Ивана Грозного Андреем в 1560-1563 г.. «Степенная книга» была попыткой систематического изложения русской истории и представляла развитие исторических событий в ином свете, нежели сторонники «норманизма».   В «Книге» косвенно отмечается поход князя Бравлина:

«Иже и преже Рюрикова пришествия в словенскую землю, не худа бяша держава словенского языка; воинствоваху бо и тогда на многие страны, на Селунский град и на Херсон и на прочих тамо, якоже свидетельствует нечто мало от части в чудесах великомученика Дмитрия и святого архиепископа Стефана Сурожского.»

Во-вторых, это Сказание представляет собой иллюстрацию того, как «правились» литературные памятники. В 17 веке – веке «исправлений книг» -  история с князем Бравлином исчезает из русской редакции жития Стефана Сурожского, и лишь в 19 веке историки вновь  ее открывают по старым рукописям. Сама «Степенная книга» с ее описаниями героической истории «державы словенского языка», с утверждением Божественной природы самодержавия, связывающая происхождение царствующего рода с римским императором Августом, также периодически предавалась забвению. М.В.Ломоносов использовал ее как один из источников для своей «Древней Российской истории от начала Российского народа до кончины князя Ярослава I или до 1054 года». В последующие века интерес к «Книге» проявлялся нечасто: в 1813 г., 1845 г., 1908-1913 гг.. После революции 1917 года к изучению «Степенной Книги» обратились только в 1945 году. Сам текст «Книги» в 16 и последующих веках подвергался неоднократной «правке», и в 145-ти ее списках местами отсутствуют целые главы, вступления, сказания  и пр.

Первое Святое Крещение: Аскольд

«Отсутствие в иностранных источниках сведений о крещении Владимиром Руси объясняется тем, что впервые официальный акт введения христианства в Киевском государстве состоялся в 860 г., при Аскольде», - пишет М.Брайчевский.  

Согласно «Повести временных лет», Аскольд и Дир были боярами новгородского князя Рюрика, отпустившего их в поход на Царьград. Они обосновались в Киеве, захватив власть над полянами, которые в это время не имели своего князя и платили дань хазарам. Однако существуют другие версии происхождения князей Аскольда и Дира. Согласно Новгородской первой летописи, варяги Аскольд и Дир не связаны с Рюриком, и пришли в Киев прежде приглашения Рюрика в Новгород, но после похода русов на Царьград. Б.А.Рыбаков считал, что имя Осколд может происходить от древнего самоназвания скифов: сколоты. Польский историк XV века Ян Длугош считал Аскольда полянским князем, потомком Кия, основателя Киева.

А.А.Шахматов относил князя Аскольда к Старой Руссе в Южном  Приильменье, на Севере. По арабским источникам, там образовался русский каганат, и «вскоре после 839 года началось движение Руси на юг. Об этом можно догадываться по тому обстоятельству, что в 860 году мы видим русских уже под стенами Царьграда…  Русская летопись отчетливо помнит имена первых князей киевских: это Аскольд и Дир…» («Древнейшие судьбы русского племени», 1919 г.)

В эпоху Аскольда, в середине и второй половине IX века, завершилось формирование древнерусского государства с центром в Киеве. Это молодое русское государство вышло на мировую арену, завоевав всеобщее признание и утвердив себя как неотъемлемую часть средневекового мира. Именно ко времени Аскольда относятся сообщения арабских писателей о трех центрах Руси.

Титул кагана, принятый Аскольдом, приравнивался к императорскому (царскому) и убедительно свидетельствовал о политических претензиях киевского правителя.  Аскольд был мудрым геополитиком: он поддерживал мирные отношения. с ослабевшим и неопасным для Киевского государства Хазарским каганатом, который, однако,  контролировал земли вятичей, родимичей и часть северян и при этом служил довольно прочным заслоном от кочевых племен Востока. Аскольд выстроил  союзнические отношения Руси с мадьярами, которые перешли под киевский протекторат.

Начало «Русской эры»: поход на Византию 860 г.

Князь Аскольд укреплял Киевское государство, утверждая его военное могущество. Этой цели служили походы князя, главным направлением которых стали юг и юго-восток, к Каспию и на Кавказ. Но главной внешнеполитической  акцией Аскольда были походы против Византии и заключенные с ней договоры. Первая победа была одержана в 860 г. Позднее были и другие походы, среди которых один неудачный в 867 г. Успешные походы против Византийской империи показали, что Русь входит в число наиболее могущественных государств средневековой Европы и утвердили ее международный авторитет.

Поход 860 г. имел особую историческую и политическую  важность благодаря достигнутым дипломатическим договоренностям, которые способствовали международному утверждению Руси как великой державы и полноправного независимого государства. Это было начало эпохи ДИПЛОМАТИИ для Руси. Между двумя странами был заключен договор «мира и любви». В условия мирного договора 860 года входили пункты об установлении дипломатических отношений между двумя государствами, о выплате Византией дани русам, разрешение им вступать на службу в византийскую армию, вести торговлю на территории империи, посылать в Византию дипломатические миссии. По мнению историков А.Н. Сахарова, С. Шумило и др., «подобные условия договора свидетельствовали о том, что Русь задолго до появления династии Рюрика сформировалась как полноценное самостоятельное государство, с которым не только вынуждены были считаться соседние сверхдержавы, но и устанавливать равноправные международные дипломатические и экономические отношения».

Есть предположение, что в договоре содержался пункт о Крещении Руси. Эту версию пытались оспорить и норманисты (напр., К.Бестужев-Рюмин, Д.Оболенский), которые считали, что Византия вынудила Аскольда креститься после поражения в походе, и зарубежные историки, относившие первое крещение Руси на более поздний момент  начала деятельности миссии Кирилла и Мефодия, инициированной византийским патриархом Фотием. 

Великая заслуга Аскольда состоит в том, что он попытался завоеванное могущество Руси  соединить с христианской верой. Это событие исторической важности предуготовило дальнейшее распространение христианства на Руси и принятие православия княгиней Ольгой, а позже и ее внуком – князем Владимиром.

 В 860 г.  состоялось первое крещение Руси – Аскольдово крещение. Константинопольский патриарх Фотий назвал это событие «Открытием Руси». Именно с похода Руси на Царьград в 860 году выводится начало Руси и ее государственности: «Повесть временных лет» со ссылкой на «летописанье греческое» отмечает, что с этого времени «НАЧАСЯ ПРОЗЫВАТИ РУСЬКА ЗЕМЛЯ».

Крещение Аскольда в 860 г.

Крещение описывают русские источники: Никоновская летопись (9-10 вв.), Иоакимовская летопись, Киевский Синопсис и ряд других отечественных летописных источников того периода. Даже Церковный Устав св. князя Владимира отражает факт принятия христианства на Руси при Св. Патр. Фотии. Крещение Руси в IX веке упоминают и арабские хроники Ибн-Хордадбега, ал-Масуди и других авторов. Сообщают о  нападении русичей в 860 году на Царьград и крещении сербские, польские, болгарские и многочисленные византийские источники.

Поход на Царьград Аскольда и Дира в Радзивилловской летописи, XV век. Чудо опущения в воду ризы  Богородицы, вызвавшего бурю

Крещению 860 г. предшествовало чудо. Разные источники описывают его по-разному. В «Повести временных лет» киевские князья Аскольд и Дир с флотом из 200 кораблей осадили Царьград. Император с народом стояли стояли на всенощном молебне вместе с патриархом Фотием в церкви Святой Богородицы во Влахерне. Из ковчега вынули ризы (одежды) Богоматери, перенесли их в храм Святой Софии, а утром совершили крестный ход к берегу залива, где стояли суда русов. На виду у врага, при молитвенном песнопении опустили край ризы Пречистой в прибрежные воды, и при ясной солнечной погоде началась буря с огромными волнами, которые «безбожных Руси крабль смяте». Поражённые чудом, Аскольд и Дир вскоре сами приняли святое крещение.

По другой версии, после победы над греками и получения дани Аскольд с дружиной посетил торжественную службу во Влахернском храме. Во время службы ему явилась Царица Небесная, и откровение Пресвятой Девы потрясло русов. После службы Философ Кирилл, будущий создатель славянской грамоты, разъяснил Аскольду основы христианской веры и предложил принять крещение, Но Аскольд решил повременить и не сразу решился на крещение. Однако случилось несчастье – он ослеп. Зрение вернулось к нему во время крещения в храме св. Софии, когда нарекли ему имя Николай. Таким было второе Божественное откровение Аскольду, по летописи, которое он должен был донести на Русь. 

Значительное число  русичей после всестороннего обсуждения вероисповедного вопроса добровольно последовало примеру своего князя, приняв святое крещение. Аскольд, вернувшись в Киев, повелел сбрасывать кумиров языческих, рубить и предавать их огню. В 867 году Аскольд попросил у преосвященного Фотия, Патриарха Царьградского, прислать митрополита для Киева и всей Руси. В Киев приехал первый митрополит Михаил Сирин с шестью епископами. Была основана шестидесятая (LX) епархия, зависевшая от константинопольского патриарха. Оставив двоих епископов в Киеве, митрополит Михаил пошел с четырьмя по «Руськой земле» с проповедями, обучая всех верить в единого Бога, в Троице прославленного.

Византийский патриарх Фотий отразил успехи христианизации Руси в 60-х годах IX в. в энциклике (окружном послании церквям, подчиненным Константинопольской патриархии):  «Не только болгары обратились к христианству, но и тот народ, о котором много и часто говорится и который превосходит других грубостью и зверством, то есть так называемые русы. Поработивши соседние народы и через то чрезмерно возгордившись, они подняли руку на Ромейскую империю. Но теперь и они переменили эллинскую и безбожную веру, в которой прежде содержались, на чистое христианское учение, вошедши в число преданных нам и друзей, хотя незадолго до этого грабили нас и обнаруживали необузданную дерзость. И в них возгорелась такая жадность веры и ревность, что они приняли пастыря и с великим тщанием исполняют христианские обряды» [М.Брайчевский, Phot. Ер., р. 178].

* * * * * * * *

Среди византийских сообщений о событии Аскольдова Крещения наиболее подробным является сочинение императора Константина Багрянородного. Из него можно заключить, что в IX веке при кн. Аскольде крещение русичей носило характер сугубо добровольного волеизъявления людей. Более того, как сообщает Константин Багрянородный, русский князь решение о принятии христианской веры принимал не единолично, но советно с боярами, дружиной и народом, созвав специально для этого Вече.

Христос, благословляющий Константина Багрянородного ( резьба по слоновой кости, ок. 945)

Вот как об этом повествует император Константин Багрянородный: «И народ росов, воинственный и безбожнейший, посредством щедрых подарков золота и серебра и шелковых одежд он [император] привлек к переговорам и, заключив с ними мирный договор, убедил сделаться участниками божественного крещения, и устроил так, что они приняли архиепископа, получившего рукоположение от патриарха Игнатия. Архиепископ, прибыв в страну сказанного народа для помянутого дела, принят был благосклонно. Властитель того народа, созвав собрание подданных и председательствуя с окружавшими его старцами, которые по причине долгой привычки более других привержены были к суеверию и, рассуждая о своей вере и вере христиан, призывает и спрашивает, что [архиерей] возвестит и чему будет их учить. Когда епископ предложил книгу божественного Евангелия и рассказал им историю о некоторых чудесах Спасителя нашего и Бога, и рассказал им историю некоторых чудес, совершенных Богом в Ветхом Завете, то русы тотчас поспешили сказать: "Если и мы не увидим чего-нибудь подобного, и в особенности того, что ты говоришь о трех отроках в пещи, то совершенно тебе не поверим и не будем слушать твоих речей". Он же, будучи уверен в неложности Того, Кто сказал: "Аще что просите в имя Мое, примите", и еще: "кто верует в Меня, в дела, которые Я творю, сотворит, и больше сих сотворит, когда сотворенное должно быть не для суеславия, а для спасения душ", — сказал им: "Хотя и не должно искушать Бога, однако, если вы от всего сердца решили приступить к Нему, просите, что хотите — Бог обязательно сделает по вере вашей, хотя я есть смиренный и малейший". Они же просили самую книгу веры христианской, т.е. божественное и священное Евангелие бросить в разожженный огонь, обещая, если она останется невредимою, приступить к Богу, которого он [архиерей] проповедует. После того как это было сказано, священнослужитель поднял глаза и руки к Богу и воззвал: "Прослави имя Твое святое, Иисуе Христе, Боже наш, и ныне пред глазами народа сего". И брошена была в пещь с огнем книга святого Евангелия. По прошествии достаточного времени, когда пещь погасла, обретен был священный свиток, непострадавшим и неповрежденным, и не получившим от огня никакого ущерба, так что даже кисти на концах связывавших его шнуров не потерпели никакого вреда или изменения. Увидев это и быв поражены величием чуда, варвары без сомнений начали креститься».

Свидетельства о созыве Вече для обсуждения вопроса принятия святой православной веры и о Чуде несгораемого Евангелия  имеются и в Житиях Св. Кирилла и Мефодия.

О созванном в Киеве Вече и свершившемся на нем Чуде несгораемого Евангелия сообщает и Никоновская летопись в рассказе «О князи Русьтемъ Осколде»: «Сие видевшие Руси удивившася, чудящеся силе Христове, и вси крестишася».

* * * * * * **

М.Брайчевский, Б.Рыбаков пишут о начале новой «русской эры», начавшейся в 860 году.  «ОТСЮДА НАЧНЕМ И ЧИСЛА ПОЛОЖИМ», - сказано в «Повести временных лет» о начале «русской земли» и новом летоисчислении. М. Брайчевский пишет: «Акт крещения Руси был осмыслен как поворотный момент в истории страны, как своеобразный перелом на пути к прогрессу… Этот акт в средневековой идеологии рассматривался как приобщение к Благодати, как начало новой, возрожденной жизни».

С этого времени начинается отсчет нашей отечественной истории, отсчет рождения крещеной Святой Руси.

* * * *** **

В своей книге «Дипломатия Древней Руси» советский историк А.Н. Сахаров пишет: «…под Сурожем и Амастри-Дой, и в 838 г. в Константинополе, и в 860 г. под его стенами, когда вождь нападавших…добивался личного свидания с императором, и во время последующих   мирных   переговоров   русского   посольства   в   византийской столице греки имели дело не с норманно-готскими “находниками”, не с варяжским государством, а с новым восточнославянским     государством,     вырабатывавшим    свои внешнеполитические стереотипы. С каждым  годом медленно, но неуклонно шло усложнение этой практики:  от перемирий для   обмена   пленными   к   первому   робкому   малочисленному посольству   с  целью   завязать   мирные   контакты   с   великой империей  и  другими  государствами,  затем  дерзкий  удар  по Константинополю, перемирие у его стен, посольство в византийскую столицу, переговоры и заключение договора о “мире и любви” с Византией. В процессе дипломатических контактов  с  Византией  Русь  постигала  сложный  дипломатический арсенал   соседних   государств,   и   прежде   всего   самой   империи, и каждому этапу сопутствовала своя практика обращения   части  руссов   в  христианство  как  очевидный признак созревания древнерусской государственности…И все это была одна и та же Русь — мужающее восточнославянское государство, явные следы которого в VIII—IX вв. советская историография прослеживает по другим многочисленным признакам».

Антихристианский переворот 882 г.  и значение Аскольдова крещения

М.Брайчевский указывает на то, что Аскольдово крещение не было случайным событием: «Этот акт, подготовленный многовековой историей проникновения новой веры в среду восточнославянского общества, оказал значительное влияние на историческое развитие наших предков <…> Этот факт не очень популярен в историографии, привыкшей относить христианизацию нашей страны к 988 г. Правда, достоверность самого события не вызывала сомнений и не отрицалась в литературе. Но его значение для развития Руси слишком преуменьшалось и затушевывалось...»

Советские ученые (Б.А. Рыбаков, В.В. Мавродин, Б.Д. Греков и др.) считали, что, вероятно, Аскольдово крещение приняла лишь наиболее просвещенная элита – окружение князя, дружина, богатые купцы. Как и везде, христианство не сразу было воспринято массами, и старая религия, скорее всего, еще долго сохраняла свои позиции. М.Брайчевский предполагает, что Аскольд, вероятнее всего, погиб из-за существования в Киеве сильной антихристианской оппозиции.

Согласно «Повести временных лет», Аскольд и Дир были убиты в 882 г. новгородским князем Олегом, пришедшим с дружиной из Новгорода. Олег заманил их к своим ладьям и объявил им: «Вы неста кнѧзѧ ни роду кнѧжѧ, но азъ єсмь роду кнѧжѧ». В «Повести», написано, что Олег был родичем (соплеменником) Рюрика, возможно его шурином. Он стал княжить в Новгороде после смерти Рюрика в 879 г., т.к. Игорь Рюрикович был ещё малым ребёнком.

* * * * * ** *

А.А.Шахматов в совей работе «Древнейшие судьбы русского племени» связывает воедино усиление Русского киевского государства и приход Рюрика в Новгород: «Русский каган, перенеся свою державу в Киев, естественно стремился удержать за собой и свои старые владения на севере, но ему пришлось отбивать их от соседних скандинавских владельцев, сила которых возросла после удаления русов на юг.

Молодое русское государство, основавшееся в Киеве, как мы видели около 840 г., нашло в себе достаточно сил, для того чтобы в 860 г. совершить морской поход на Царьград; ( который ) окончился почетным для русских миром, заключенным под стенами Царьграда. Совершенно ясно, что такой блестящий исход великого предприятия укрепил те основания, на которых покоилось Киевское государство. Но вместе с тем от него потребовались новые и, по-видимому, чрезмерные напряжения, так как море, приковавшее к себе внимание киевского князя, было отрезано от его земель печенежской и мадьярской ордами, а также восточнославянским племенем уличей, так как и с востока киевскому князю грозили хазары, властвовавшие над ближайшими соседями Киева, северянами.

Трудные условия, в которых оказалось русское государство, повели к самым значительным осложнениям на севере. Входившие здесь в его состав племена скинули с себя русское иго, изгнали русских посадников и стали управляться самостоятельно. Заключаю об этом из летописного сообщения: «Изгънаша Варягы за море, и не Даша им дани и почаша сами собе володети»; замена варягами руси, которую на самом деле изгнали словене, кривичи, меря и чудь вполне естественна для отдаленного предания, восходящего к тому времени, когда русь и варяги были частью синонимами.

Весть о движении киевского князя (на северо-запад) побудила названные племена обратиться за море, к варягом и просить их о помощи. Летопись сообщает о факте призвания варягов, варяжских князей; в ней отразилось народное предание, соответствовавшее исторической действительности. Варяжские князья были признаны, однако, не для того только, чтобы княжить и володеть, но главным образом для того, чтобы отразить русского князя, положившего покарать виновных и восстановить свою власть в изгнавших его посадников городах. Возможно, что борьба варяжского севера с русским югом была продолжительна; это, прежде всего повело северные города к заключению тесного союза и к признанию как одного общего центра, так и одной общей власти; власть эта сосредоточилась в руках князя, сидевшего в Новгороде. Летопись знает его имя: это Рюрик, родоначальник княжеской династии».

* * * * * * * *

Олег  обвинил Аскольда и Дира в незаконном захвате власти, поскольку они были не из рода Рюрика, предъявив якобы законного наследника Игоря: «Аз есмь Олег князь, а се есть Рюриков Игорь княжичь», он обманным путем заманил Аскольда и Дира и убил их. «Новгородская первая летопись» представляет Олега не князем, а воеводой при Игоре. По ряду русских и европейских источников, славянин Аскольд действительно  был потомком Кия и законным наследником киевского престола.

А.Шахматов пишет о трактовке этого события в «Повести временных лет»: «Вообще весь рассказ о вокняжении Олега в Киеве и устранении Аскольда и Дира носит весьма тенденциозный характер, как на это было уже обращено внимание нашими историками: Аскольд и Дир представлены какими-то узурпаторами власти, законными носителями которой считает себя прибывший из Новгорода князь. Едва ли подлежит какому-либо сомнению, что весь рассказ летописи сообразован с известными династическими интересами правящего княжеского дома; потомки Рюрика представляются единственными по праву носителями власти во всех восточнославянских землях; ими началась русская земля, от них пошла власть, призванная к тому, чтобы объединить всю страну; эта власть не терпит рядом с собой другой власти, ревниво относясь к возможному существованию таковой также и в прошлом».

* * * * * * * *

После гибели Аскольда христианство продолжало жить на Руси, и Русская архиепископия, возникшая в 60-е годы IX в., по всей видимости, не прекратила своего существования и после вступления на киевский престол князя Олега. В реестре православных кафедр, который содержится в Церковном уставе императора Льва VI Философа (886— 912 гг.), под 61-м номером значится Русь. Хотя после убийства Аскольда и Дира в 882 г. христианство утратило значение государственной религии, в глазах Запада Русь оставалась христианской страной.

* * * * * * * *

Начиная с конца 8 в. новая вера вводится во всех главных государствах тогдашней Европы. Наиболее значительные успехи новой религии на востоке – в Моравии, Чехии, Словакии и Южной Польше – приходятся именно на 60-е годы IX в. В 862 г. началась моравская миссия Кирилла и Мефодия, знаменовавшая собой окончательную победу христианства. Начала развиваться славянская письменность. В 863—865 гг. христианство утверждается в Болгарии. Русь, расположенная рядом с Византией и Черным морем, разумеется не могла оставалась в стороне от этого процесса. Тесные экономические и дипломатические связи с Константинополем, возникшие во времена Аскольда, содействовали интенсивному распространению новой веры. Аскольд, проникшись чудом Откровения Пресвятой Богородицы, неся знамя  победителя, не мог не понимать значения официального принятия христианства Русью. Если считать 860 год годом принятия христианства на Руси,  то Русь приняла Святую веру раньше других восточно-европейских стран (царь Борис в Болгарии крестился около 865 г.). Исторический счет шел буквально на годы. 

* * * * * * * *

 Скорой массовой христианизации в Киевской Руси не произошло. Однако, как пишет М.Брайчевский, «наличие (значительной количественно) языческой прослойки среди населения многоэтничной страны не имеет принципиального значения для положительного или отрицательного ответа на поставленные вопросы». А ведь ответы на эти вопросы могут изменить взгляд на исторический статус России в ряду других европейских стран.

Ø      Получила ли Русь православие от Равноапостольного Кн. Владимира в 988 году или христианство официально принял Аскольд почти на полтора столетия раньше,  - не позднее, а несколькими годами раньше, чем в других странах Восточной Европы?

Ø      Сделал ли он это для могущественной Руси, обретшей силу и авторитет в успешных походах, или, как пишет автор одной статьи,  «Аскольд и Дир c «болярами» и другими людьми приняли крещение, так как во время похода на Константинополь были испуганы силой византийского патриарха, который, по преданию, опустил святые мощи в воду, и большая часть флота тут же затонула в ходе внезапно поднявшейся бури»?

Ø      Было ли принятие Веры Христовой волей самих русов,  или новая религия навязывалась извне?

Ø      Был ли это духовный выбор или всего лишь следование политической конъюнктуре?

* ** * * * *

Историк Б.Рыбаков писал об огромном значении «первого крещения»  для дальнейшего развития Руси в целом и еще в 1958 г. признал акт крещения кульминационным пунктом в истории Аскольдова государства. «Редактор ”Повести временных лет” (1118 г.), — писал он, — по каким-то соображениям утаил от нас это событие…и приписал крещение Руси князю Владимиру Святославичу (988 г.)».

Б.А.Рыбаков уверенно говорил о существовании Русской митрополии, созданной во времена Аскольда и обращал внимание на древнерусские первоисточники, созданные ранее «Повести временных лет», в которых упоминается Библия и переводы ее текстов. Он выдвинул предположение о существовании «Аскольдова летописания». Б.А. Рыбаков утверждал, что в первой редакции «Повести временных лет» (а их было три в течение 12 века) приобщение Руси к христианству было отнесено к середине IX в. Историк считал, что это является центральным элементом всей концепции произведения, значительно деформированной позднейшими редакторами. Он пишет о свидетельствах более раннего, нежели 10 в., крещения славян: «Очень странно, — констатирует он, — что в редакции ”Повести временных лет” 1118 г. нет ни единого слова о ”русских письменах”, хотя источники, содержащие херсонесский эпизод, были в руках автора. Очевидно, этот рассказ о доваряжских русах в Херсонесе не укладывался в концепцию редактора-норманиста и был выкинут из ”Сказания о грамоте словенской”». <…> «Изложение ведется с середины, начало важнейших событий осталось за рамкой текста: ”...Словеном бо живущем крещеном...” А кто и когда их крестил? Неужели это было безразлично для киево-печерского историка? Неужели он мог обойти молчанием вопрос о ”русьскых письменах”, найденных Кириллом в Херсонесе, неужели он не знал того, что русы впервые крестились при патриархе Фотии в 860-е годы?... Важнейшие для средневекового историка вопросы — как и когда сложилось то или иное государство, когда и как появилось там христианство и письменность, — эти вопросы остались без ответа. ...Чья-то рука изъяла из ”Повести временных лет” наиболее интересные страницы”».

Виновным в фальсификации Б.А.Рыбаков считает Мстислава Владимировича, автора или вдохновителя третьей редакции «Повести временных лет», выполненной около 1118 г. Именно тогда ”из рукописи Нестора исчезли все данные о христианстве русов в 860—870-е годы при патриархах Фотии и Игнатии, которые должны были в его повествовании корреспондировать с рассказами о христианстве в Моравии и Болгарии. На их место выдвигалось крещение Руси равноапостольным Владимиром, тезкой Владимира Мономаха, а первыми христианами до общего крещения названы варяги».

Смело выдвигая и глубоко обосновывая свои взгляды, М.Брайчевский сетует на то, что данный подход не нашел разработки в советской литературе, а Б.Рыбаков «воздерживается от изложения собственных, заявленных в печати взглядов, ограничившись только фразой: ”Первые сведения о христианстве у русов относятся к 860— 870-м годам”».

Историк считает, что летописное сообщение об Аскольдовом крещении, отраженное летописцем Нестором в его первой редакции, не сочеталось с Владимировой легендой, и поэтому изымалось из всех текстов и перерабатывалось. 

Интересно, что автор первой «Российской Истории» В.Н.Татищев (1686 – 1750), исследуя исторические памятники, обнаружил следы канонизации Аскольда (в Иоакимовской летописи Аскольд назван «блаженным»), и назвал его «первым в Руси мучеником».

Крещение Руси князем Владимиром

До официального введения христианства на Руси в 988 году оно уже завоевало там определенные позиции. Так. согласно историку 18 в. В.Н.Татищеву, симпатии к христианам и христианству проявлял киевский князь (972—978 или 980) Ярополк Святославич, убитый варягами по приказу своего брата Владимира Святославича. К числу других широко распространенных сведений о приходе христианства на Русь относится факт крещения княгини Ольги.  В 955 (957 ?) году бабка князя Владимира, княгиня Ольга, крестилась в Константинополе. Ее крестили император Константин VII Багрянородный с патриархом Феофилактом: «И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице-матери императора Константина I».

 «Повесть временных лет» рассказывает, как в 6496 году «от сотворения мира» (то есть приблизительно в 988 году н. э.) киевский князь Владимир Святославич принял решение креститься от Константинопольской Церкви. После этого, в царствование Императоров Василия II и Константина VIII Порфирородных, присланное Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом духовенство крестило киевских людей в водах Днепра и Почайны. Так христианство в Киевской Руси было введено как государственная религия правнуком Рюрика.

 

 

Прибытие в Киев епископа. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.

М.Брайчевский описывает странную ситуацию вокруг факта крещения Руси в 988 году отсутствие сведений, «заговор молчания» о крещении Руси Владимиром в европейских хрониках и византийских документах, обнаруженный русским историком Ф.Фортинским  в ходе исследования, которое он проделал в 1888 году в честь 900-летия Крещения Руси.  Он объясняет это тем, что на западе официальное введение христианства  Руси связывали больше с первым крещением в 860 году, о чем свидетельствуют источники. 

* * * * * * * *

Владимир стал новгородским князем в 970 г., а киевский престол занял в 978 г. Многие историки указывают на неоднозначность его личности. Подчеркивая заслуги князя Владимира Святославича, тем не менее, характеризуют его как человека, склонного к невоздержанности, жестокости и коварству, и даже как «языческого реакционера» - вероятно, имея в виду факт  так называемой «языческой реформы», когда он установил в Киеве идолы шести важнейших божеств: «И начал княжить Владимир в Киеве один, и поставил идолы на холме, вне теремного двора: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса (и) Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь». Однако ряд историков полагает, что в летописи изначально было имя лишь Перуна, а остальных божеств в летопись приписал летописец Никон, поскольку представлял себе Владимира идолопоклонником-политеистом. Возможно, суть Владимировой реформы заключалась в установлении государственного культа верховного божества, и она логически предваряла акт крещения Руси.

И.Эглинк. Великий князь Владимир избирает религию

М.Брайчевский пишет: «Придя к власти ценой жизни своего брата, Владимир оказался перед проблемами, требовавшими немедленного решения. Как отмечалось, молодой князь не имел на Руси надежной поддержки. Главной политической опорой его оставалось наемное варяжское войско. Это была весьма ненадежная опора, которая в любой момент могла превратиться во врага. И действительно, варяги, которые хорошо понимали затруднительное положение своего хозяина и его зависимость от их мечей, сделали попытку стать хозяевами в стране: «Посемъ рђша Варязи Володимиру: ”се град нашь и мы прияхом и, да хощем имати откупъ на них по 2 гривнђ от человека”». Необходимы были особые усилия, чтобы отделаться от опасных помощников».

Проблемы были у Владимира и на западных границах с Польшей, и в преодолении «центробежных» выступлений внутри государства. «Главная заслуга Владимира и состоит в том, что, осознав эту необходимость, он решительно взялся за перестройку общественной жизни страны, осуществив целый ряд важных реформ. Программа Владимира ориентировалась на восстановление достижений аскольдовой эпохи, но в новых условиях конца Х — начала XI в. Владимир даже принял титул убитого правителя — каган (равный императорскому), чем пытался утвердить авторитет Руси в глазах политической Эйкумены и себя как носителя верховной власти в стране».

Выбор веры

Летописное повествование о «выборе вер» («испытании вер») Владимиром носит легендарный характер. Ко двору вызывались проповедники ислама, иудаизма, западного «латинского» христианства, но Владимир после беседы с «греческим философом» остановился на православии. Согласно летописи в 987 году Владимир на совете бояр принял решение о крещении «по закону греческому».

В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II, согласно практике политических крещений того времени.

Крещение Владимира. Фреска В. М. Васнецова

Русь стала одной из митрополий (Киевской) Константинопольского патриархата. Кроме того, были созданы епархии в Новгороде, а Белгороде Киевском, Переяславле и Чернигове. В публикациях о Владимире подчеркивается его религиозная «толерантность» - он не препятствовал деятельности западных проповедников на Руси. Кроме того, в правление Владимира в Киев проникла из Болгарии ересь богумильства. Л.Гумилев пишет, что ко времени принятия христианства Русью в Болгарии позиции христианства были ослаблены богумилами. «…в Х в. болгарские богумилы сделали из своего учения довольно неожиданный практический вывод: "Бей византийцев!" Для достижения поставленной цели они использовали все средства. Так, под видом православных священников богумилы шли на Русь, тяготевшую к христианству». Л.Гумилев указывает на попытки богумилов оказывать влияние на Св.Владимира.

* * * * * * * * *

Особенную полемику вызвало в исторической науке, начиная с 18 века (Татищев), «Сказание о Владимировом крещении», которое является центральным эпизодом в «Повести временных лет». Критика этого отрывка так остра, что невольно наводит на мысль о непростой ситуации вокруг проблемы крещения Руси. Летописное «Сказание» историки склонны считать легендой, где  предание о выборе веры и легенда о чуде — ослеплении Владимира и его исцелении – рассматриваются как фантастические сюжеты, заимствованные, в частности, из «Аскольдовой летописи» - более раннего летописного свода, в существовании которого не сомневался Б.Рыбаков.  

Историки резки в оценках. Так, отмечается «несуразный» характер «Сказания» в Несторовой летописи. М.Брайчевский пишет о многих логических и текстуальных загадках, характерных для изложения русской истории в летописях – списках, редакциях неустановленного авторства: «Изложенное летописное повествование о крещении Владимира имеет внеисторический характер…Еще В.Н. Татищев, подробно пересказав ”Сказание”, в примечаниях отмечал некоторые сомнительные аспекты. Речи миссионеров, по его мнению, были не специальными проповедями, а отрывками сентенций, высказанных в разное время и по случаю пересказанных Нестору людьми, ”несмысленными о вђрах сих”. Очень странной кажется историку поездка послов для ознакомления с чужими религиями, а более всего мотивы, которыми руководствуется Владимир при решении важной проблемы введения новой веры <…>  В нем [«Сказании»] киевский властитель выступает как малообразованный человек, не имеющий никакого представления об обычаях стран, с которыми Русь поддерживала постоянные отношения».

И далее (ссылаясь на русского историка церкви Е.Е.Голубинского (1834-1912), отличавшегося радикальной критикой традиционных подходов): «Вообще идея ”выбора веры” содержит элемент логической несуразности. В чем состоит главная заслуга Владимира — в отречении от язычества или в утверждении христианства? Автор текста не замечает, что ставит Владимира (которого он стремится возвеличить) в очень невыгодное положение, изображает его человеком неинициативным, недалеким, неглубоким, едва ли не инфантильного ума. Этот Владимир неспособен ничего решить самостоятельно: все его действия направлены и определены другими лицами или внешними обстоятельствами. Инициатива христианизации исходит не от него, а от непрошенных проповедников. Не Владимир проявляет интерес к монотеистическим религиозным системам, а наоборот, чужеземцы заботятся об идеологической судьбе Руси…Киевский правитель на протяжении всей дискуссии остается пассивным объектом пропаганды, который покорно слушает чужих проповедников, не всегда отвечая им метко и кстати».

Подобные «критические» взгляды и авторов летописных редакций, и историков, их интерпретирующих, возможно, не лишены основания, но такая «критика» в нынешнее время, будучи несоразмерно развита, открывает дорогу для развенчания русских героев, дискредитации и пересмотра всей русской истории. Трагическая фигура Аскольда, христианский «проект» которого окончился неудачей, вызывает внешнее сочувствие, соединенное, впрочем, с недооценкой его заслуг. В то же время, вокруг личности Владимира – вероятно, человека более жесткого, авторитарного, нацеленного на результат и менее впечатлительного – ведутся двусмысленные  дискуссии.

* * * * * * *

Крещение Руси. Худ В.М.Васнецов

Несмотря на объемные исследования гуманитариев, никто из них не может с точностью утверждать, какие задачи пытались решать  летописцы, повествуя о столь значительном событии, как крещение народа. Равно как абсурдно и неправомерно развивать критику Св. Владимира за то, что в сложнейших исторических условиях он сделал свой осознанный выбор и возвеличил Русь на все века, утвердив христианство как государственную идеологию, доведя до логического ЗАВЕРШЕНИЯ дело Аскольда и Св.Ольги. Летопись фиксирует и подчеркивает, что Русь, укрепившись военными успехами, ЗАКОННО И НАВСЕГДА стала в один ряд с «цивилизованными» государствами, демонстративно отринув саму возможность приписать ей в дальнейшем «полудикое», «поганое» прошлое.

ПРИ СВ. ВЛАДИМИРЕ  РУСЬ ОБРЕЛА СТАТУС СВЯТОЙ ХРИСТИАНСКОЙ ДЕРЖАВЫ.

* * * * * * * *

Историки не нашли точных данных о начале церковного почитания (и формальной канонизации, если такая была) князя Владимира. Вряд ли сам он, жизнелюб и успешный стратег, думал о святости. Он думал о своем народе и о своем государстве. 

В 1635 году – в момент, предшествующий никоновской реформе, - митрополит Киевский Петр Могила обрел мощи Владимира из руин Десятинной церкви, что положило начало почитанию его останков. Внимание к дню памяти св. Владимира было привлечено церковно-общественными торжествами по случаю 900-летия Крещения Руси в 1888 году .

Поскольку князь Владимир жил до раскола христианской церкви (схизмы 1054), он почитается и католиками. Русская Церковь совершает его память в день его преставления — 15 июля по Юлианскому календарю. В тот же день, 28 июля по Григорианскому календарю, празднуют её римокатолики; св. Владимир считается покровителем украинских и российских католиков.

Использованные ресурсы:

http://admgorod.strussa.net/?wiev=145&show

http://religion.historic.ru/news/item/f00/s01/n0000154/index.shtml

http://www.history.vuzlib.net/book_o035_page_8.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/Крещение_Руси

http://100big.ru/wp-content/uploads/2009/03/2-askold.jpg

 
О сайтеФотогалереяКонтактыПубликацииЭкономикаСовременностьИсторияКультура Мировоззрение В начало