Технократы земли русской
<<< Никита
Демидов, великий русский предприниматель, создатель русской
горно-металлургической промышленности
Человек наделен способностью познавать мир, исследовать материальную
природу, постигать скрытые в ней закономерности, преобразовывать окружающую
действительность. Знания, сконцентрированные в технологиях, лежат в основе
всех материальных достижений современной
цивилизации.
Выдающиеся открытия и изобретения принадлежат всему человечеству, но за каждым
из них стоят представители разных культур и народов. Огромный вклад в мировое
развитие внесла русская православная цивилизация.
Претендуя на глобальное лидерство и абсолютную монополию в области науки и
высоких технологий, Запад не любит признавать чужие заслуги. И это понятно: тем,
кого хотят подчинить, необходимо внушить комплекс зависимости и собственной
неполноценности. Нас стараются убедить в
том, что всем технологическим
достижениям мы обязаны исключительно иностранным учителям: грекам, итальянцам, немцам, голландцам,
англичанам. Сейчас в качестве главных учителей и советников выступают
американцы, которые кровно заинтересованы в том, чтобы Россия не смогла
восстановить свой научно-технологический потенциал.
Однако порой мы сами, проявляя ложную скромность, пасуем перед сытым и самоуверенным
Западом. О многих наших выдающихся
соотечественниках ничего неизвестно не только за рубежом, но и в своем
отечестве.
Не изучены, не обобщены, а главное
не осмыслены роль и значение
приверженцев древлеотеческого благочестия в промышленном развитии и технологической модернизации страны. Хотя этот
опыт актуален и должен быть востребован сегодня,
когда все реальные попытки прорваться в будущее наталкиваются на сопротивление
сил, загнавших страну в сырьевой тупик.
Подлинная вера, стремление к горнему никогда не препятствовали научному
поиску и изобретательству. Наоборот вера
– источник высших проявлений духа – дает надежное основание для
самоотверженного поиска истины, бескорыстного интеллектуального творчества.
Одно из самых гениальных изобретений человечества – колесо. Историки утверждают, что впервые колесо появилось пять тысяч лет назад
в древнем Шумере. А вот способ
передвижения транспортного средства на гусеничном ходу был предложен
сравнительно недавно. Выдающееся инженерное решение было найдено в России. Предшественник современного
трактора был создан старовером Федором
Блиновым. Родился будущий изобретатель трактора в 1827 году в селе
Никольском Вольского уезда Саратовской губернии в крестьянской семье, принадлежащей
к белокриницкому согласию. Смолоду в нем проявилась тяга к книгам и
техническому творчеству. Долгие годы он служил кочегаром, помощником машиниста,
машинистом на волжских пароходах.
В 1881 году Федор Блинов, набравшись опыта и знаний, организовал ремонтные мастерские в городе Балаково
и приступил к главному делу своей жизни – строительству «самохода» на
гусеничном ходу. Изобретатель самостоятельно мог выполнить любую сложную работу;
будучи универсалом, он в равной степени владел навыками слесарного, литейного,
токарного, столярного дела.
Первый в мире трактор на гусеничном ходу был построен и запатентован в 1879
году.
Свой «самоход» Блинов выставлял на русских промышленных выставках. В 1889
году состоялся показ трактора в работе на сельскохозяйственной выставке в
Саратове. В 1896 году улучшенная конструкция «самохода» демонстрировалась на
Нижегородской промышленной и художественной выставке. Там же, на выставке, Блинов получил
предложение одной немецкой фирмы продать «самоход» за хорошие деньги. Русский мастер отверг это предложение, ответив,
что трудился для своего народа.
Бытует мнение, что
старообрядцы сторонились науки, проповедовали обскурантизм и с подозрением
относились ко всему новому. На деле, все обстояло совершено иначе. Находясь под экономическим и политическим гнетом, существуя в агрессивном окружении, им
приходилось добиваться превосходства над конкурентами за счет лучшей
организации работ, поиска новаторских решений, разработки и внедрения самых
передовых для своего времени технологий.
Об этом писал в своих
трудах крупнейший исследователь старообрядчества С.А.Зеньковский.
В 18 и в начале 19 века
уровень промышленного развития станы во многом определялся состоянием
горно-металлургической отрасли. В тот период Россия стояла на первом месте в
мире по производству железа. Благодаря необычайно быстрому развитию горного дела к концу XVIII века
Россия обогнала по производству металлов все другие страны и производила даже
больше железа и чугуна, чем Англия. Так, в 1767 г. Россия производила 82 000
тонн чугуна, тогда как металлургия Англии в 1770 г. дала лишь 32 000 тонн, или
только 38 процентов русской выделки чугуна и железа. Значительная часть
английской потребности в чугуне в конце XVIII века покрывалась русским
чугуном, которого было вывезено в 1793 г. в Англию 36 000 тонн.
<<< Чугунно-литейный завод в
Олонецком крае
В конце XVII века в России было
только два значительных центра металлургической промышленности - Тульский и
Олонецкий. Олонецкий край, нынешняя Карелия был в то время одним из оплотов приверженцев старой веры.
Именно здесь располагалась «северная столица» русского старообрядчества,
Выговское общежительство. В этом краю, среди идиноверцев, московский купец Семен Гаврилов основал первый для этого района
металлургический завод.
В 1700 г. число заводов,
производивших железо в Олонецком крае, уже выросло до четырех и, кроме того,
там был построен первый медноплавильный завод. К 1719 г. эти заводы были
оборудованы восемью большими и технологически очень совершенными домнами, а для
подготовки специалистов там же были открыты особые школы-мастерские, в которых
училось 300 учеников металлургов из местных уроженцев. В основном это были
старообрядцы, в том числе, конечно, и поселенцы Выговской пустыни. Зная о склонности староверов к горному делу и металлургии, любимец Петра,
будущий князь А. Меншиков в 1704 г.
легализировал положение Выговской старообрядческой пустыни. В указе 1714 г.,
подтвердившем право выговцев жить своей отдельной легализованной общиной,
опять отмечается, что легализация старообрядцев Выговской общины была допущена,
так как они «ведомы к Олонецким железным заводам».
Но насельники Выга не
были единственными старообрядцами, как на Петровских заводах (теперь Петрозаводск),
находившихся всего лишь в 70 верстах от Выга, так и на Повенецких, которые были
совсем рядом с Выговскими землями. Население этой области с самого начала
раскола стали приверженцами древлего благочестия. А когда Выг легализовал свое
положение и для старообрядцев представилась возможность здесь мирно жить и
молиться по-старому, при этом не только не подвергаясь преследованиям, но еще и
получая работу на заводах, то сюда потянулось множество сторонников старой веры
из других частей России.
Ценя работу и
технические знания работавших на заводах упорных, трезвых и трудолюбивых
старообрядцев, само правительство, несмотря на то, что оно жестоко
преследовало «раскол» в других областях России, охотно шло на уступки в
отношении олонецких беспоповцев. Тем самым правительство стремилось привлечь их
на заводы и сохранить специалистов металлургов для важной для страны
металлургической промышленности. Оно даровало им значительные привилегии.
Старообрядцам было разрешено даже иметь свои церкви на территории заводских
поселений, а в центре металлургического района, в Петрозаводске, у них был
свой «братский дом»; защита их интересов перед заводской администрацией
находилась в руках особого, ими же выбранного стряпчего, который обычно имел
значительное влияние среди местных и даже столичных властей. В 1715—1725 гг.
таким стряпчим был Захарий Стефанов, который вместе с выдающимся деятелем
поморской церкви Андреем Денисовым часто бывал в Петербурге и был неоднократно принят Меншиковым и даже самим
государем.
Дальнейшее развитие
промышленности России неразрывно связано горно-металлургическими предприятиями
Урала. Здесь с начала XVIII века начала подниматься
мощная, построенная на новых технологических, организационных и экономических
принципах, русская промышленность. Одним из творцов и основателей этого
экономического чуда был Никита Демидов,
первый подлинно великий деятель русской промышленности того времени.
Блестящие промышленники
и финансисты, Никита и его сын Акинф были твердыми последователями и приверженцами старой веры. Первые Демидовы были
тесно связаны со старообрядческими общинами, почитали старые обряды в семейной жизни, окружали себя на заводах, в семейном кругу и
в хозяйственных делах старообрядцами.
Никита и Акинф особенно почитали Выговскую пустынь,
лично знали и любили Денисовых и оказывали самую широкую помощь
старообрядческим общинам, особенно Выгу и потом Шарташу (главному центру старой
веры на Урале, вблизи Екатеринбурга). Припасы, медь, слитки золота и серебра,
деньги широко поступали из демидовской казны на Выг, а после большого
выговского пожара в 1720-х гг. все хозяйственные постройки были отстроены
богатой рукою «господина Демидова».
<<< Невьянский завод на Урале
Эти почитатели старой
веры широко открыли двери своих предприятий для старообрядцев, и не будет
преувеличением сказать, что коммерческое и техническое руководство их
промышленной империи до начала, даже до середины XIX века было почти целиком в руках старообрядцев.
Главным управляющим заводами Демидовых на Урале в течение долгих десятилетий
начала XVIII века был Гаврила Семенов, сын пионера олонецкой
металлургии Семена Гаврилова. Гаврила Семенов укрывал на заводах всех
преследуемых староверов, подобрал из них администрацию заводов и сам кончил
свои дни старцем на Выге.
Источники:
С.А.
Зеньковский. «Русское старообрядчество»
Бронесайт http://armor.kiev.ua/Tanks/WWI/blinov/
НГ-Религии http://religion.ng.ru/