Испытание
веры
Часть 3. Новый
раскол
II. «И
внезапно явились учителя странного закона, проповедующие спасение без труда…»
(Старец Евфросин)
Первой проникла на Русь пришедшая из
Болгарии секта «богомилов» (другие, западные, названия – манихеи, бабуны,
катары и др.), названная по имени монаха Богомила (Х век). Ее учение было, по
сути, тем же самым монтанизмом / манихейством с незначительными отличиями. Тайное
учение этой секты в России существовало до XVIII века; постепенно оно перетекло
в общины-«корабли» хлыстов и скопцов. В 19 в. хлыстовство широко проникло в
высшие слои общества и получило огромное политическое влияние.
<< Ритуальное моление в секте
хлыстов
При Капитоне Даниловском и его учениках распространение
ереси достигло невиданного масштаба. Возникает вопрос: как монтанистская
ересь смогла так быстро укрепиться на Руси?
Ответ, вероятно, отчасти следует искать
в событиях, несколько предшествующих капитоновщине, когда Россия впервые столкнулась
с реальной угрозой экспансии чуждого религиозно-политического течения «жидовствующих»,
пришедшего на Русь с Запада. В 1470 году новгородцы, стремившиеся
сохранить независимость от Москвы, пригласили на княжение слуцкого князя
Михаила Олельковича, который не замедлил прибыть туда, предварительно получив
разрешение великого князя литовского Казимира IV. В качестве лейб-медика
его сопровождал некий ученый еврей Схария из Киева, к которому позднее из Литвы
прибыли его единоверцы Иосиф Шмойло-Скаровей и Моисей Хануш.
Схария начал распространять «странное»
учение, его «целевой аудиторией» была новгородская элита, особенно духовенство.
Первыми, кто подпал под чары нового учения, стали иереи Дионисий и Алексий,
затем – протопоп кафедрального новгородского собора св. Софии Гавриил. Как
писал Иосиф Волоцкий о Схарии, «был он орудием
диавола – был он обучен всякому злодейскому изобретению: чародейству и
чернокнижию, звездочетству и астрологии». «Жидовствующие» проповедовали
идеи, близкие монтанизму/манихейству (или богомилам/хлыстам), с большой
«компонентой» верований тайных иудейских сект. Отвергались догматы о Троице,
Божестве Иисуса Христа и искуплении, а также православные иконы, обряды и
церковные посты; не признавались отеческие писания, равно как и постановления
семи Вселенских Соборов. Предпочтение отдавалось Ветхому Завету, а не Новому,
вводились предписания иудаизма, но с учетом необходимой конспирации; ветхозаветная
суббота почиталась «паче Воскресения Христова». Позднее в «Соборном
приговоре» про жидовствующих написали: «Сии
отступники злословят Христа и Богоматерь, плюют на кресты, называют иконы
болванами, грызут оныя зубами, повергают в места нечистые, не верят ни Царству
Небесному, ни воскресению мертвых и, безмолвствуя при усердных христианах,
дерзостно развращают слабых». «Жидовствующие»
учили, что Мессия еще не явился, что не будет второго пришествия Христа, и
«если кто умер – значит умер, до той поры и жил». Такой элемент вольнодумства
обеспечил им дополнительных сторонников.
Вероятно, Схария хорошо владел наукой внушения
и предлагал в своем учении нечто, что было привлекательным для части тогдашней
элиты: его проповедь увлекла многих государственных людей и представителей духовенства
своим «новаторским» духовным либерализмом. В 1479 в. кн. московский Иван III
Васильевич во время поездки в Новгород познакомился с тайными религиозными
диссидентами Алексием и Дионисием, отметил их образованность, мудрость, после
чего им было предложено стать протопопами: первому – Успенского, а второму –
Архангельского собора Кремля. К середине 1480-х годов ересь охватила большую
часть новгородской и московской элиты. Среди сторонников нового учения были
даже невестка Ивана III Елена Стефановна «Волошанка» и дьяк
посольского приказа (= министр иностранных дел) Федор Курицын, фактически
возглавивший московскую ветвь «жидовствующих». Есть предположение, что к ереси
принадлежал и Симоновский архимандрит Зосима, впоследствии митрополит. Православное
духовное единство, основа единства политического, раскалывалось.
Борьба с сектой была долгой и трудной.
Ее вели новгородский архиепископ Геннадий, Иосиф Волоцкий, белозерские старцы
Паисий Ярославов и Нил Сорский. В 1490 году состоялся «Собор на еретиков», но
окончательно секта была поставлена вне закона лишь в 1504 г. Главные еретики были
казнены, что вызвало неоднозначную реакцию – дескать, не по-евангельски это;
остальные были разосланы по монастырям. Всех еретиков предали церковному
проклятию «со всеми их поборниками и соумышленниками».
Разгром «жидовствующих» привел к росту
антиеврейских настроений в обществе. Евреев боялись и чурались, как чародеев. Распоряжением
Ивана Грозного евреям-торговцам ограничили въезд в Москву. Но, несмотря на анафему
и казни, ересь «жидовствующих» продолжала тайно распространяться в России
вплоть до конца 18 в. Переводились книги, содержащие «тайные знания». «На
руинах» учения жидовствующих возникло множество других «дочерних» сект (геры,
караимиты, субботники), соблюдавших ветхозаветные обряды и предписания и даже
совершающих обрезание по иудейскому обычаю.
Ересь «жидовствующих» пришла на русскую
землю в момент, когда Русь стала набирать силу, когда усилился процесс
формирования русского централизованного государства. Эта ересь представляла
собой не просто распространение чуждых верований, но идейно-политический
процесс, ставивший целью ослабление русского государства и подчинение его
иноземному влиянию путем перевербовки элиты. Таким образом, СЕКТАНТСКОЕ
ДВИЖЕНИЕ ИМЕЛО НЕ ТОЛЬКО РЕЛИГИОЗНУЮ, НО И ПОЛИТИЧЕСКУЮ КОМПОНЕНТЫ.
«…когда… умы, блуждая без
опоры религии, ищут этой опоры в новых убеждениях; когда образуются своевольные
исповедания, дробятся на расколы и в борьбе ищут повсюду умножения своим
распространением количества прозелитов... - упомянутые обстоятельства должны
обратить на себя внимание правительства, тем более что влияние Запада, проникая
в житейский быт России, может проникнуть и в недра религиозных верований. Опыты
распространения прозелитизма политического, посредством религиозных верований,
всегда были и легко могут повториться ныне». (Военный историк И.П.Липранди)
* * * * * * *
Существует версия советского ученого
В.С.Шульгина, что общепринятая хронология жизни Капитона нарушена: что он
родился на 50 лет ранее и основал в конце XVI в. пустынь в
ветлужских лесах. Так или иначе, сам ли Капитон или его предтеча – этот «учитель»,
подхватив обрывок разорванного знамени «жидовствующих», понес дальше во времени
и пространстве России древний сосуд с «тайными знаниями». Однако «божественный
пророк» Капитон, в отличие от «жидовствующих» «вольнодумцев», стал
эксплуатировать идеологему другой крайности, более подходящую к моменту и более
вписывающуюся в ментальное пространство тогдашней Руси: он провозгласил скорое
пришествие антихриста, как это делал до него целый сонм древнееврейских прорицателей
– авторов огромного числа канонических, апокрифических и фольклорных «пророческих»
сочинений о конце света, распространяемых в 1-2 веке в Иудее и за ее пределами,
особенно после иудейской социальной революции фанатиков-зелотов 66-71 гг. и разрушения
Иерусалима.
* * * * * * *
Церковная реформа Никона создала условия
для проникновения еретических сект в ортодоксальную среду верующих, считавших «новины»
Никона гибельными для истинной веры. Словно вирусы, монтанистско-капитоновские
догматы – особенно святость самоубийства как «спасения» и «очищения» – стали
разрушать православные устои. На фоне растерянности и ужаса народа перед
последствиями уничтожения святоотеческой традиции и привычных канонов, идеи близкого
конца, «государства-антихриста», другие капитоновские апокалиптически-черные идеологемы
из разгромленных Вязниковских келий расползлись по всей России.
Последователи Капитона развивали идею
суициидального «подвижничества» и распространяли призывы к «самоуморению». Как
писал исследователь «самогубительства» Петр Семенович Смирнов (1861- 1917
?) в работе «Происхождение самоистребления в русском расколе» (1895),
постники «признавали возможным достижение человеком святости в условиях его
земного существования, некоторые…пришли к убеждению о необходимости конечного
при посредстве поста умерщвления плоти в виде лишения человеком себя жизни».
«…Впервые замыслилось
изобретение самоубийственных смертей среди капитоновых учеников. Прежде
горений началось уморение в Вязниках и в Понизовье. Это зло пошло от
мужиков-простаков, а по какому завету [вероучению]
– не знаем, что и сказать… все говорили: «возлюби Бога, возлюби пост!» (Евфросин).
П.С.Смирнов пишет, что в первые
одиннадцать-двенадцать лет после своего возникновения, когда не прошло еще и
двух десятилетий от начала раскола, самосжигательство успело охватить все
среднее Поволжье, проникло в северо-западный край, появилось и в поморье. «Кто
же был первым проповедником самосожжения? Кому впервые пришла в голову столь
страшная мысль? «Изувер скрыл свое позорное имя…». Так говорили доселе. А вот
Евфросин, свидетель 17 века, лично знавший первых проповедников
«самоубийственных смертей», утверждает, что «этим смертям едва ли не первый
законодавец» был некий «мужик-неук»
Василий Волосатый, уроженец Юрьевского уезда, ученик Капитона. По сведениям Евфросина, «Василий Волосатый свою проповедь не хотел таить
где-нибудь в Вязниках, но помышлял добраться даже до столицы, и с этою целью
дважды посылал метать самоубийственные письма с колокольни Ивана Великого. Волосатый
хвастался некоему Алексию: «Я уже с тысячу мучеников на тот свет пустил, в ямах
и пустых хороминах великим постом до смерти задержал». Очень может быть,
что начав самоуморением, Волосатый скоро сознал неудобства этого способа
самоистребления и отдал предпочтение самосожжению.
Подвиг личного самоотречения в виде
самоумерщвления у Волосатого обосновывался так: крещения нет, покаяния нет, нет
и причащения, все взято на небо; есть только одно средство – крещение постом и
огнем, которое можно получить только пожертвованием жизни, но зато после него и
для греха места нет. Таков источник известий об учении самоистребителей о
втором «неоскверненном» крещении».
П.С.Смирнов указывает на общность
догматов у капитоновцев-волосатовцев и хлыстов, в частности, в догмате о «втором
крещении Духом Святым» как непременном условии достижения святости, которое у
тех и у других достигается исключительно через умерщвление плоти. При этом
сектанты обнаруживали глубинное, генетическое сходство в своей ненависти к
первоисточникам старой веры – «старым книгам». «Поразительный
факт! – пишет Смирнов, цитируя Евфросина (о старце Евфросине см. ниже). – Проповедники самоистребления
истребляли «старые» и «святые» книги – массами отовсюду собирали
их и сжигали. «После нас кому по ним читать» - говорили сжигатели об этих
книгах: да и зачем они нужны, когда средство спасения заключается только в
лишении себя жизни? А так как «старые книги» самоубийство не оправдывают, то
проповедники последнего всячески «ругали и «поносили» эти книги, разными
«прозвищами» называли, «отвращаясь и ненавидя» творцов их «яко врагов своих», Дескать,
«совсем они не по нынешнему времени, а за се и недостойны приятия».
Истинные староверцы до
глубины души возмущались против самосжженцев, и иначе, конечно, и быть не
могло. Как, в самом деле, объяснить такое явление в старообрядчестве как
истребление книги? Чем могли бы оправдаться в этом те, руководство которых – «как
в старых книгах написано, так мы веруем, с тем и умираем»? Если и можно
вспомнить что по этому поводку, то разве только то, как основатель хлыстовства,
сложив старые книги в куль, бросил их в Волгу как ненужные, людям же объявил,
что для спасения нужна «книга золотая – сударь Дух Святый».
* * * * * * **
Примечание: В различных
исследованиях, начиная с 17 века и до настоящего времени, имеют место
непоследовательность, путаница в оценках и подмена понятий из-за того, что одни
и те же слова в разное время у разных авторов использовались для обозначения
разных смыслов: «секта», «старая вера», «толк», «беспоповщина»,
«раскольники» и др. При изучении первоисточников следует учитывать этот условный
характер обозначений.
* * * * * * * *
П.С.Смирнов так объясняет происхождение
различных апокалипсических сект во главе с «учителями»: «Одно за другим стали появляться лжеучения… На почве учения
капитоновщины зародилась беспоповщина, из беспоповщины выделилась
волосатовщина, на волосатовщине отразилось нечто от хлыстовщины, к которой
отчасти приближалась и вся беспоповщина». В лжеучения вовлекались
«правоверные» (термин
Евфросина)
старообрядцы.
Последователи одного учения враждовали
против последователей другого: «правоверные
отвращались от беспоповцев [капитоновцев];
беспоповцы ненавидели их» (например, Василий называл «правоверных» еретиками)». Однако
и те и другие называли себя «староверцами», и в умах «поселян»
происходило смешение понятий. Происходило оно и потому, что как
капитоновцы-волосатовцы, так и хлысты в своих практиках прибегали к использованию
православных канонов, символов и некоторых догматов (впрочем, искажая их смысл).
Так, «сложение перстов, «трисвятая аллилуйя, тричастный
крест, посолон хождение» и др. – это все такие пункты, по которым с
правоверными были согласны не только «безпоповные плутишки», но и «поганцы»-хлыстовцы,
и эти-то пункты и служили, так сказать, исходной точкой для занесения в темную
массу старообрядчества чуждого ему лжеучения».
Твердое мнение по поводу распространившихся
лжеучений высказывает протопоп Аввакум (в частности, в своей «Книге
бесед»). Аввакум рассуждает о том, следует ли не поклоняться «старописанным
иконам» (по-«иконоборчески»,
по-хлыстовски), подобает ли поститься в субботу по-«капитонски». Отношение Аввакума к
этому однозначно: «Слышал, что многие развратились
и пошли во след сатаны: одни говорят, что познают дух Божий, [иной] помимо
Писания; другие же Писание толкуют зло, развратно и противно истине, будто
возвышаясь от большого ума – погибель им обоим! Верующие не Писанию – суть
еретики. Еретики и те, кто перелагает [на собственный лад] Писание».
«Правоверные же – говорит Аввакум – почивают
на отеческих догматах – ни перелагают Святое Писание, ни уклоняются от него в
вере». Это – истинные «старолюбцы», которых Аввакум призывает уклоняться
от лжеучения вышеназванных «развратников».
* * * * * * *
Худ.
Григорий Мясоедов. «Самосожигатели»
Первое массовое
самосожжение, жертвой которого стали 2000 человек, было организовано в
Нижегородском уезде в 1672 году. В 1676 – 1683 гг. «гари», произведенные по
призывам «учителей», умножились в Поволжье. Затем они стали быстро
распространяться на Северо-Запад, к Онеге и Белому морю, и далее на восток – на
Урал и в Сибирь. В 1670–1680-х годах центром «огненной смерти» стало Пошехонье.
По разным сведениям, в этот период на данной территории в «гарях» погибли до
4–5 тысяч человек. В 1679 г. произошёл первый известный случай самосожжения в
Сибири, организованный в Тобольском уезде на реке Березовке во главе с тюменским попом Доментианом,
во время которого, по разным сведениям, погибло от 1700 до 2000 человек. В 1687
г. в местечке Березове Олонецкого края сгорело более тысячи человек во главе с
неким Пименом. В городе Романове Ярославской губернии действовали «пророки»:
некие Поликарп Петров и Андрей Окунь, «новопоставленный» поп Семен, подьячий
Иван Григорьев и др. Они добились того, что погибнуть «в огне» или «в воде» был
готов целый город и, несмотря на сорвавшийся план, им удалось сжечь не менее
четырех тысяч жертв.
Самогубительство внушалось впечатленным
апокалипсическими рассказами людям «пророками», проповедовавшими скорый конец
света и призывавшими избежать печати антихриста через смерть. Свои проповеди
они часто основывали на «откровениях тайн» и видениях: «В видениях «пророка» полагалось высшее доказательство,
такой авторитет, которому темная масса покорялась особенно охотно».
* * * * * * *
Однако многие случаи «огненной смерти» имели совершенно другой характер, нежели самоубийство как финальный этап «очищения» и «беструдного спасения», предлагаемое сектантскими проповедниками. «Одних еретики пожигают, а другие, распалившись любовью и плача о благоверии..., сами в огнь дерзнувши, цело и непорочно блюдут правоверие» (Пр. Аввакум).
Карательные отряды рассылались повсюду для искоренения старой веры и наказания упрямых. Как правило, при подходе отряда люди закрывались в избе или церкви, и если солдаты «приступали к дверям и окнам», то получали пожар. В редких случаях они проявляли милосердие, компромиссность и отступали, и тогда самосожжения не было. Часто войска, посланные для подавления протеста против «новин», сами производили поджоги. Так в 1685 г. сгорели инок Игнатий и 2700 раскольников, укрывшиеся от войск в Палеостровском монастыре, который в ходе приступа был подожжен солдатами. Так же после 14-летнего заточения были сожжены в срубе непокорный Аввакум и его единомышленники.
Отчаяние охватило народ. Люди пытались скрыться в лесах, потаенных местах, но их разыскивали, требовали «отречься» и «покаяться», истязали и казнили, высылали в дальние места, разлучали с близкими. «Антихрист», по мнению староверов, захвативший землю, не оставлял выбора. Смерть в огне была проявлением неравной упорной борьбы
народа в ходе репрессий власти против старообрядцев. Ортодоксальные идеологи
святоотеческой традиции – например, Аввакум и его многочисленные
единомышленники – считали, что реформа Никона знаменует возврат от
евангельского учения к ветхозаветным установлениям, произошедший под влиянием «римской
блудни» (т.е. латинства), и, таким образом, власть, инициируя, продвигая и
защищая реформу, противопоставляет себя русским людям, «страждущим о Христе». «Ныне нам от никониян огнь и дрова, земля и топор, и нож
и виселица… Аще они нас и мучат и губят, а сами дрожат; шлюсь на их совесть
нечистую… Станем, братие, добре, станем мужески, не предадим благоверия! Аще и покушаются никонияне нас отлучити от Христа муками и скорбми: да
статочное ли дело изобидить им Христа? Слава наша Христос, утвержение наше
Христос, прибежище наше Христос» (из «Жития Протопопа Аввакума»).
В послании к сибирской братии для
оправдания самосожжения преследуемых властями староверов Аввакум приводит
множество аналогичных примеров из «Пролога» (житий святых) и других
сочинений, в которых самоубийство во имя веры совершали христианские святые,
мученики и праведники:
«Рязанская княгиня со
младенцем с высокия храмины бросилася, так и скончася, не восхоте злочестивому
царю Батыю предатися». (по К.Кожурину.)
Сторонники древлего благочестия, «старолюбцы»
до последнего пытались защитить веру отцов, отстоять свои убеждения, и в этом
случае их гибель можно рассматривать как нравственный подвиг: «..Яко добрые воины Христовы, мужественно ополчились
против нечестивых, и даже до крови храбро ставши, за благочестие души свои
нещадно положили» (из
«Жалобницы» поморских старцев, см. ниже).
ТАК НА ФРОНТАХ ДОБЛЕСТНЫЕ
СОЛДАТЫ ПОДРЫВАЛИ СЕБЯ ПОСЛЕДНЕЙ ГРАНАТОЙ, НЕ СДАВАЯСЬ ВРАГУ... – ТАК ПОГИБАЛИ
ЗАЩИТНИКИ ОСАЖДЕННОГО КОНСТАНТИНОПОЛЯ И БОЙЦЫ ЗАТОПЛЕННОЙ БРЕСТСКОЙ КРЕПОСТИ...
* * * * * * *
В 1685 г. вышли «Двенадцать статей»
царевны Софьи, узаконившие репрессии против старообрядцев. Как считает историк
Лев Николаевич Гумилёв, подстрекателями введения этого карательного узаконения
были иезуиты. Этот безжалостный указ усугубил и без того накаленную ситуацию.
Начался отток православного населения, не принимавшего «новин», в края, далекие
от центра: на Север, в Поволжье, на Урал и в Сибирь, на Дон.
В массах распространялись ложные слухи,
нагнетавшие апокалиптические настроения. По ветхозаветному преданию, перед
концом света будет явление праотца Еноха с пророком Илией. И вот в 17 столетии
из разных европейских стран по дипломатическим каналам доставляются в
Посольский приказ в Москву сообщения о появлении Илии и Еноха! Эти письма переписывались,
попадали из Посольского приказа в народ и распространялись вплоть до конца 18
в. За этими списками охотилась Тайная канцелярия, и не безосновательно.
По сути дела, Русь переживала
религиозную войну, которая была спровоцирована реформами Никона. Население, не
принявшее реформы, с одной стороны, преследовалось властью, а с другой стороны,
было одновременно объектом деструктивного информационно-психологического
воздействия со стороны проводников чужеродных ересей. Оба эти фактора
вызывали массовые самоубийства, налицо был колоссальный ущерб российскому
государству. ДРЕВНЯЯ САТАНИСТСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ САМОУНИЧТОЖЕНИЯ, ЗАПУЩЕННАЯ В
РОССИИ В 17 В., НАНОСИЛА СМЕРТЕЛЬНЫЙ УДАР.
* * * * * * *
Русской историк Хрисанф Мефодиевич
Лопарев (1862-1918) утверждал, что «самосжигателей» отнюдь не следует отождествлять
со сторонниками старого обряда, как это делают многие авторы. Он писал: «Занимавшиеся расколом изучали поповщину, беспоповщину и
массу разных согласий и сект, и все-таки мало обращали внимания на самосжигательный
толк; делались случайные и более систематические указания на самосожжения
и, категорически отрицалось главное, что это – целое учение, целая секта,
целый толк с учителями и последователями, с обоснованием своих принципов, с
проповедью и борьбой за существование их».
Самоубийства не
прекращались на протяжении периода 16-19 вв., и уже в отсутствие преследований
находились иные причины, используемые «пророками» – например, чувство
солидарности со страдальцами за веру и другие, надуманные. Обязательным
условием такой суициидальной ситуации было наличие авторитарного лидера, которым мог быть кто угодно. Для укрепления своего авторитета, паталогического комплекса
власти, «пророки» использовали любые поводы. В 1782 г. по «прельщению лжеучителя
Суерского острога, крестьянина Михаила Мензелина, утопилось в озере Сазыкуле
Песчаного зимовья мужского пола со вновь рожденными десять душ». Мензелин учил
приносить себя в жертву «Тебя ради, Господи». Соглашавшихся он топил в озере
или запирал в избу и сжигал.
Известен чудовищный факт погребения
заживо людей в Херсонской губернии в 1896-1897 гг. Все они принадлежали к секте
противуокружников-метрикоборов, которые считали отступлением от веры
записывание в метрические книги. Их лидером была схимница Виталия, жившая в
скиту и пророчившая приближение царства антихриста и кончину мира. Объявление о
предстоящей всеобщей народной переписи послужило для нее несомненным признаком
конца света, и она стала призывать «не принимать печать антихриста». Всякого,
кто опасался не устоять против внесения в списки, она благословляла ради
спасения похорониться заживо. Некий Федор Ковалев по благословению Виталии
совершал погребение живых людей, включая детей и младенцев. Сама Виталия с
несколькими адептами подала переписчику письменный отзыв, в котором говорилось: «Ваш новый устав и метрики отчуждают нас от Христа
и от истинныя христианския веры и приводят в самоотвержение отечества, а наше
отечество Христос... Посему отвещаем вам вкратце окончательно, что мы от
истинного Господа Нашего Иcyca Христа отвержения не хощем... А вашим новым
законам повиноватися никогда не можем; но желаем паче за Христа умрети». Заключенные в острог, они решили уморить себя
голодом. Освобожденные из заключения, они в ночь на 27 февраля 1897 г. по собственному
желанию были зарыты живыми Ковалевым. НЕ ВЫЗЫВАЕТ ЛИ ЭТА СИТУАЦИЯ АЛЛЮЗИЮ НА
СОВРЕМЕННУЮ БОРЬБУ НЕКОТОРЫХ «ХРИСТИАН» С ЭЛЕКТРОННЫМИ ПАСПОРТАМИ, «ЧИПАМИ» и
ИНН?
Вспомним и о том, как в ноябре 2007 года, перед выборами Президента
России, провозгласив близкий конец света, 35 сектантов «закрылись» в землянке в
селе Погановка Пензенской области. Их лидер Петр Кузнецов, не дождавшись оного,
попытался «самоумориться», разбив себе голову о столб, однако неудачно, после
чего был помещен для лечения в психиатрическую клинику.
(К Главе III)