«Письма о
расколе» П.И.Мельникова-Печерского
Письмо первое Письмо второе
Письмо третье Письмо четвертое
Письмо пятое
В «Письмах о расколе» исследованы различные
аспекты «раскола» - явления русской истории, возникшего из самых глубин
народного духа как спонтанная реакция на попытку разрушения православного фундамента народной жизни, а
вместе с ним - разрушения привычного
уклада, традиции отцов. Будучи чиновником особых поручений при министре внутренних дел, П.Мельников придерживался официальной церкви, но апология
старой веры - единственно истинной для
множества русских людей - звучит во всем тексте «Писем»:
«В самом начале, т. е. во второй половине XVII века, этот
раскол был голосом консерватизма, протестом русского народа против иноземного
влияния, против наплыва нововведений в русскую гражданскую жизнь, а главное,
против самоуправства Никона <…> Этот раскол
зародился в кремлевском дворце, на половине царицы Марьи Ильиничны. Оттуда он
пошел по Москве и по областям, преимущественно поволжским и заонежским, и
сначала имел чисто религиозный характер. Впоследствии, когда раскол уже
развился, существенными, характеристическими чертами его сделались:
безграничное, возведенное на степень догмата, уважение к старине, к преданию, а
особенно к внешним религиозным обрядам, стремление
подчинить этому преданию все условия гражданского, общественного и семейного
быта, неподвижность жизни общественной, отвержение всякого прогресса,
холодность ко всем успехам развития народной жизни, нелюбовь ко всему новому, а
в особенности к иноземному, и наконец глубокая, ничем непоколебимая вера в
святость и непогрешимость всякого внешнего обряда, всякого предания, которые
носят на себе печать дониконовской старины и старой народности» (Письмо пятое).
Послениконовская
«старина» не вызывает симпатии у автора. Период
крушения устоев православной веры на Руси он характеризует как время унижения народа
в угоду Западу. В «Автобиографии» он пишет (о
себе - в третьем лице):
«В сочинениях П. И. Мельникова выражается твердая, глубокая вера в прогресс и в великое будущее Русской земли, в сочинениях его везде проявляется задушевная любовь к простому народу и горькая насмешка над людьми привилегированных сословий, исказившими себя ради подражания Западу.
Но он вместе с тем и не славянофил, ибо от души говорит:
"Нет, что бы ни говорили любители
старины, как бы ни величали они времена мимошедшие, а как всмотришься поглубже в эту пресловутую старину, да как вглядишься попристальнее в жизнь наших предков - нелицемерно воздашь хвалу господу, что не судил он нам родиться полтараста лет тому назад, а сотворил русскими людьми XIX столетия. Прошли, миновались беспутные старые годы! Благодаря бога они и не воротятся... Прошла пора дикого самоуправства, тупого презрения к народу, безверия, смешанного с ханжеством и боязнью черта, надменного высокомерия, так легко и быстро переходившего в подлость и унижение. Слава богу!"
Но к простому народу и старым годам автор полон глубокой симпатии: "народ наш, - говорит он, - сметливый, добрый и
умный народ, не был заражен этой безнравственностью. Вооружаясь
терпением, чист, свеж, бодр и юн вышел он из горнила
испытания..." ("Старые годы") («Автобиография»).
П.И.Мельников-Печерский,
в отличие от официальной точки зрения, не отождествляет «раскол» с ересью или
сектантством. Для того, чтобы показать отличие
старообрядчества от разрушительных сект,
он проводит большое исследование русского сектантства (о хлыстах и скопцах - «Белые голуби»). В «Письмах о расколе» он
показывает всю несостоятельность существующих классификаций «сект» и учений,
смешивающих исконно русскую «старую веру» с привнесенными извне учениями
сектантов. Совершенно определенно об этом он пишет в Письме пятом:
«При стройном взгляде на религиозные разномыслия русского
народа, все названные сейчас ереси не должно и ставить под одно имя с тем, что
у нас собственно и исключительно должно разуметь под словами раскол и раскольники.
Все названные сейчас сектаторы - не раскольники и не имеют ничего общего с
раскольниками. Только одно невежество наше ставит их в одну группу с
раскольниками. В простом народе, который собственные дела если не постигает
ясно, то всегда чует верно, ни духоборцы, ни молоканы, ни хлысты, ни скопцы и
им подобные не считаются и не называются «раскольниками». Эти темные,
по выражению самого народа, секты, о которых многое еще не разъяснено,
существуют у нас совершенными особняками; не только православные, но и самые раскольники
дичатся последователей этих сект, питают к ним какое-то отвращение и даже
суеверный страх, весьма близкий к страху черта или ведьмы, считают их какими-то
загадочными кудесниками, плюют и крестятся при одном упоминании об них. По понятиям простого народа, и православного и раскольников, эти сектаторы -
такое явление, которое ни на что не похоже в обычном ходе и развитии русской
народной жизни. И все последователи этих сект отрешаются от интересов
современной гражданской жизни простого русского народа, они совершенно
равнодушны к успехам развития этой жизни, еще менее имеют они сочувствия к
преданию, ко временам прошлым. Для
них все в их баснословном будущем молокан ждет Араратского царства, падения Асура
[Читайте наоборот: выйдет русса. Толкование
молокан.] и тысячелетнего всемирного покоя; хлысты и скопцы ожидают
торжественного возвращения «из неведанной иркутской стороны» их
«искупителя-оскопителя, царя Петра III Федорыча». И те и другие думают, что, когда осуществится их чаяние, наступит золотой век. Этот
золотой век, который, по их понятиям, наступит в отдаленной будущности, они
считают идеалом земной жизни, презирая все прошедшее, все настоящее, все
близкое будущее. Все эти еретики, говоря каноническим языком, - все эти секты -
не наши, не русские; они возникли и развились не на русской народной почве, а
занесены к нам в разные эпохи из чужих краев и привились к русскому народу, как
нечто чуждое и доселе. У них нет никаких преданий, ни исторических, ни
догматических, ни обрядовых, между тем как предание всегда нераздельно со
всяким верованием русского человека. У них нет преданий, связанных с
историческими преданиями русского народа <…> В самом быте последователей еретических сект утратились или извратились многие
отличительные стороны русского народного быта. Все это нашему народу чуждо.
И беспоповщинская и
поповщинская секты возникли на русской земле. В них нет ни малейшей примеси
чего-либо чужеземного. Они сложились из народных элементов. Это в полном смысле русский
раскол. <…>
Разница в воззрении еретиков и
раскольников на православие объясняется тем, что последние, как отделившиеся от
церкви, смотрят на нее с горьким, враждебным чувством, как на изменившую, по их
мнению, древним своим уставам, как на бывшую когда-то с ними в единении, а
потом разорвавшую связи общения. Между
тем еретики видят в учении господствующей церкви совершенно чуждое для них
учение, столь же чуждое, как римскокатоличество, протестантство и пр. Некоторые
еретики (скопцы, а по иным местам и хлысты) смотрят на нашу церковь даже
совершенно одинаково, как на иудейство, магометанство и идолопоклонство».
Указывая в
качестве основного признака русского «раскола» его укорененность в народной
жизни, П.Мельников-Печерский приходит к выводу о том, что русское старообрядчество,
несмотря на множество провозглашенных «толков» и «согласий», развивалось лишь в
двух основных формах – «поповщине» и «беспоповщине». Но
и между этими направлениями нет разницы «по принципу», а имеет место лишь
внешняя, формальная разница. Так П.И.Мельников-Печерский подводит нас к мысли о внутреннем единстве всего «староверия» как проявления
одного и того же ГРАЖДАНСКОГО
ДОЛГА людей, жаждущих сохранить истинную веру отцов и жить по закону,
выработанному поколениями предков. По мнению писателя, неверному отношению
к «расколу» способствует слабая изученность его истории и литературных
памятников.
Мысль о
монолитности старой веры находит подтверждение в истории. Мало известно о «Диаконовых ответах» («Ответах Александра диакона на Керженце») - апологетическом старообрядческом сочинении, поданном 15 мая 1719 г. керженскими старообрядцами-поповцами в ответ на 130 вопросов
нижегородского епископа Питирима, лютого гонителя старообрядцев. В «Диаконовых
ответах» были представлены ясные и неопровержимые доказательства того, что
обряды и предания, бережно сохраняемые старообрядцами, суть обряды и предания истинной
православной Церкви.
Вопрос с
авторством этого произведения не вполне ясен. Известный исследователь
старообрядчества М.О.Шахов в своей работе «Философские аспекты староверия» пишет, что у керженцев не нашлось достаточно
опытного богослова для составления ответов Питириму, и тогда поповцы обратились
за помощью к настоятелю Выговского общежительства Андрею Денисову. Это
предположение находит подтверждение в «Православной энциклопедии», вышедшей под
редакцией Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла,
где написано, что «Диаконовы ответы» - коллективный труд «диаконовцев» и
«поморцев», предположительно, отредактировавших текст. Действительно,
как и в «Поморских ответах», в «Диаконовых ответах» проводится глубокое
сравнительное исследование древнерусских и новообрядческих церковных чинов и
установлений, приводятся десятки примеров из старых и новых книг, из древней
иконографии и церковной археологии и истории. Нижегородский епископ Питирим,
обещавший опровергнуть старообрядческие ответы, так и не смог дать свои
«ответы».
Керженская
традиция закрепила за книгой имя диакона
Александра, который в 1720 году принял мученическую кончину за исповедание
выраженных в книге взглядов, хотя, возможно, и не был ее автором. Высказывается
предположение, что «Диаконовым ответам» предшествовало неизвестное нам старообрядческое сочинение апологетического
характера, послужившее основой и для «Поморских ответов» (С.Г.Вургафт,
И.А.Ушаков).
Важно
то, что сама возможность существования ЕДИНОГО
первоисточника или ОБЪЕДИНЕННОГО АВТОРСТВА «Ответов», этих основополагающих апологетических
сочинений, свидетельствует о фундаментальном ВНУТРЕННЕМ ЕДИНСТВЕ СТАРОЙ ВЕРЫ
послениконовского периода – несмотря на все «расколы» – и тем самым дает надежду на восстановление
этого единства в будущем – когда придет время собрать воедино все силы для
того, чтобы снова, как сотни лет назад, дать свои «ответы», проявив гражданское мужество и отринув
все мелкокорыстные помыслы.