Испытание веры

Часть 4.

«Камо грядеши?»

(«Куда Ты идёшь? Иоан.13:36)

I. «Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся»

(2 Тим.3:5)

В конце второго – начале третьего тысячелетия после Рождества Христова в разных концах земли возникают разрушительные смерчи религиозных войн; традиционное для ряда стран христианство вытесняется исламом или подменяется искусственными культами-новоделами (нью-эйдж, бахаизм, кришнаизм, ведовство, неоязычество и др.). Множество писателей, журналистов, философов, общественно-политических и религиозных  деятелей работают на разрушение православия России. ПОЧЕМУ ТАКИЕ МОЩНЫЕ СИЛЫ ПРИВЛЕЧЕНЫ К ЭТОЙ ЗАДАЧЕ?  Ответ на этот вопрос дал российский писатель-философ Александр Сергеевич Панарин (1940-2003). В своей книге «Искушение глобализмом» он писал: «Пока на местах существуют неотчуждаемые ценности, не подлежащие купле-продаже, глобальная власть невозможна. Только вовлечение этих ценностей во всемирный оборот купли-продажи обеспечивает тем, кто сосредоточил в своих руках мировые финансы, действительно полную власть над миром». К таким непродажным ценностям, по мнению А.Панарина, относятся «ИСПЫТАННЫЕ КОЛЛЕКТИВНЫЕ ЦЕННОСТИ»: родной язык и священная земля предков, любовь, истина, красота, гражданский и воинский долг и, конечно, ВЕРА. «Международная же экономическая власть, сегодня выступающая как власть доллара, с болезненной ревностью относится к этим непродаваемым и неотчуждаемым ценностям … чувствует себя ограниченной и неполной там, где есть люди, которых нельзя купить… До тех пор, пока все на свете не превратилось в товар, имеющий свою цену и подлежащий продаже, экономическая власть не может считаться тоталитарной – безраздельной и всеохватывающей».

                                             * * * * * * *

Православие в России – больше, чем религия. Это основа национального самосознания, генетический код, задающий «программу» самоидентификации русского человека. РАЗРУШЕНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ ОЗНАЧАЕТ РАЗРУШЕНИЕ РУССКОЙ НАЦИИ. УКРЕПЛЕНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ БУДЕТ ОЗНАЧАТЬ ВОЗРОЖДЕНИЕ РУССКОГО НАРОДА В ЕГО ЦИВИЛИЗАЦИОННОМ ИЗМЕРЕНИИ.

Особое раздражение и страх у деятелей глобальной «антихристианской революции» вызывает процесс духовного сближения Русской Православной Церкви и старообрядчества. Стараясь всеми силами не допустить «братания» всех православных в Вере Христовой, сочинители – часто неизвестные  «историки», придуманные авторы – приписывают старообрядцам и новообрядцам духовные прегрешения и преступления: первым – непримиримое раскольничество, доходящее до мракобесия, тупое неприятие исторической действительности; вторым – «экуменизм», корыстное соглашательство со всеми и вся. Впрочем, есть тенденция обвинять в «экуменизме» всех, кто противодействует неораскольной методологии, при этом слово «экуменизм» не наполнено конкретным смыслом со ссылкой на происхождение этого термина (= «создание некой “общей религии”, “Единой Церкви”»), а лишь служит для выражения эмоционально-отрицательного отношения автора к описываемому объекту (другие подобные «общие» слова – эмотивные маркеры: «ересь», «уния», «национализм», «тоталитаризм», «демократия», а также  «обновленцы», «раскольники» и т.д.). Обличительные опусы такого рода часто написаны бесцеремонно-развязным языком, и от них разит низкопробной злобой. «Партнерские» интернет-страницы сплетаются в сеть, копируя друг друга, апеллируя к некоему распространенному мнению и продвигая идеи и мифологемы из одного и того же комплекта. Вот лишь немногие из перлов антистарообрядческой риторики, составленных по всем правилам жанра медийной пропаганды:

«О старообрядчестве» («Наталья Михайлова»):

«Было показано, что корни старообрядчества, этого сложного антицерковного религиозно-политического движения, уходят в дохристианскую эпоху и что в середине XVII в. оно объединило под лозунгом защиты "старой веры" и "старых обрядов" множество разнообразных по происхождению и идеологии еретических течений».

«О старообрядчестве» (Форум «Голубь над Афоном»):

Дорогие о Господе ПРАВОСЛАВНЫЕ участники форума!

 Предлагаю Вашему вниманию замечательную статью Натальи Михайловой о старообрядчестве.

 Внимательно изучив её, можно ужаснуться тому состоянию, в какое ввергли себя бунтари-раскольники, эти хулители Святого Духа и заговорщики гибели Православной Руси с её православным МОНАРХОМ. Давайте вспомним их сатанинские костры с массовыми самоубийствами, самоуморениями (эти несчастные пожирали своих собратьев и детей, оказавшись замурованными в добровольной тюрьме)».

 «Раскольники ждут покаяния от православных» (газета «Дух христианина»):

«26 октября 2012 года старообрядческий «митрополит» (заметьте, в кавычках! – ред.) Корнилий (Титов) дал интервью радиостанции «Эхо Москвы». Как обычно, в своем выступлении расколоучитель все поставил с ног на голову…»

«О взаимоотношениях со старообрядчеством» («Дух христианина»):

«Достаточно заглянуть в дореволюционные журналы и газеты, чтобы увидеть, сколько усилий было положено православными миссионерами в борьбе со старообрядческим расколом. Сегодня же предательская капитуляция «православных» слышна во многих изданиях <…> надо признать, что старообрядчество есть обновленчество, а потому оно не может считаться как богоспасемое общество, поскольку отделило себя от Церкви Божией.».

«"Старообрядные" эксперименты РПЦ МП» (портал Сredo.ru):

«…глава РДЦ Патриарх Александр постепенно увязает с экуменических чаепитиях с новообрядными архиереями и единоверческими деятелями типа Александра Дугина <…> из уст высшего руководства РПСЦ все чаще слышатся намеки на сближение и единение. Все это Иван Иванович [Миролюбов] удовлетворенно называет борьбой с "религиозным экстремизмом" и "младостарообрядчеством". Оболванивание старообрядцев, несомненно, является важным проектом митрополита Кирилла и его протеже И. Миролюбова».

 «Духовное экуменическое сродство обновленцев и старообрядцев» (портал «Москва III Рим»):

 «Многие православные христиане обратили внимание на то, что экуменистов и старообрядцев объединяет нечто общее. Например, и те и другие любят друг друга богопротивной любовью, а православных христиан, твердо стоящих в Истине, ненавидят. Что же все-таки их объединяет? При внимательном рассмотрении оказывается, что старообрядчество это ранняя форма обновленчества...»

«Под маской старых обрядов» («Независимый старообрядческий форум» и «Дух христианина»):

«Историк В.С. Проскурин (??? – ред.): История подтверждает, что все эти, так называемые, старые обряды были лишь предметом споров. Ни двуперстие, ни сугубая аллилуия не имели широкого распространения в народе. Все единодушно крестились так же, как и в наше время – тремя перстами. А в храмах пели аллилуия трижды – как и сейчас.  Но нашлись такие витиеватые богословы, подобно нынешним кураевым, осиповым и прочим суесловам, которые вдруг объявили, что все мы крестимся не так. Посмотрите, мол, на иконы и увидите, что там святые и Сам Господь изображен с двуперстным сложением. И начались смущения у простолюдинов. Кто-то верил этим самозванцам, а кто-то нет. На самом деле старообрядцев первоначально было немного. Всего лишь Аввакум да боярыня Морозова. Среди них не оказалось даже ни одного епископа. Почему? Да потому что это было новшество, которое принимать епископы не желали При внимательном рассмотрении оказывается, что старообрядчество это ранняя форма обновленчества.».     (КАК ГОВОРИТСЯ, NO COMMENT!! – авт.)

Et Cetera !!!

«Новая волна»

Речь пойдет не столько о новомодном течении в поп-панк-рок-музыке периода до и после «перестройки», сколько о той волне вражды к старообрядцам со стороны ряда священников РПЦ, которая возникла вместе с постперестроечной активизацией старообрядчества в России. В этой связи весьма популярно и часто используется в качестве «стандартозадающего» сочинение убиенного в 2009 г. о. Даниила Сысоева «Размышления о протопопе Аввакуме, церковной смуте и любви к Родине», или «Мифы о старообрядцах». Хотя известно, что об ушедших говорят «либо хорошо, либо ничего», в контексте обсуждения проблемы дискредитации старообрядчества невозможно обойти стороной этого современного «классика» антистарообрядческой пропаганды. «Гражданин Неба» – уранополит  (термин, придуманный Д.Сысоевым), он  обливает вполне земной грязью старообрядцев и историю России. Откровенно враждебное отношение к старообрядчеству звучит в «Размышлениях» - «Мифах», содержащих целую  серию подтасовок. Статья наглядно иллюстрирует, как одни и те же лживые факты и идеологемы повторяются из публикации в публикацию, переходят от одного «обличителя старообрядцев»   к другому, из века в век. Обвинив Аввакума в «трибожии» (ложь, приписываемая Аввакуму фальсификаторами с 17 в.!) и указав на происхождение «старообрядческого раскола» от «еретической деятельности манихея Капитона» (как же иначе?!), Д. Сысоев продолжает обличать древлеправославие с пафосом, достойным «великого инквизитора», и его гордыня исключительности и рьяность «миссионера, проповедника, талантливого оратора», «пробуждавшего»  «от духовной спячки» (см. диакон Г.Максимов),  затмевают осознание всей оскорбительности и непристойности навешивания ярлыков на православное старообрядческое сообщество: «сектанты», «еретики», «самоделки», «скопище» и др.

Цитата из «Размышлений…»: (идеологема 1: старообрядчество в православии нелегитимно) «Староверы, отцеживая комара обрядовых отличий, поглощают верблюда ереси. Они утратили священство и после этого занялись «самоделками». Одни – ярые противники Церкви беспоповцы стали обычными сектантами, протестантами восточного обряда, со всеми особенностями сект – бесконечным дроблением, институтом пасторов – наставников… Другие (поповцы) попытались создать самочинное священство, воруя у Церкви запрещенных в служении или лишенных сана священников. Спустя 185 лет после начала раскола часть поповцев за деньги сманили греческого митрополита Амвросия, который единолично (вопреки 1 правилу св. апостолов) рукоположил им «епископов». Так возникло Белокриницкое согласие, а другие поповцы получили иерархию от обновленцев (Новозыбковское согласие). И все это скопище людей, потерявших важнейшее в христианстве почему-то называют древлеправославными! Какое это Древнее Православие?...  Разве русские святые утверждали, что только в России сохранилась вера? Нет. Так поступали древние еретики, от которых и произошел староверческий раскол».

О. Даниил отказывает старообрядцам и в таком высоком свойстве души, как любовь к родине (идеологема 2: старообрядцы – враги своей стране.): «Что касается прирожденного патриотизма старообрядцев, то на самом деле это утверждение верно с точностью до наоборот... Во всех войнах, которые вела Россия, начиная с XVII века, старообрядцы старались выступить против нашей страны... Единственная война, в которой староверы встали на защиту нашей страны, была Великая Отечественная война 1941-1945 года, да и это произошло именно потому, что у власти стояли тогда безбожники».

Что ж, возможно, при всей пламенно-непримиримой борьбе в стоянии за «чистоту веры» против угрозы ислама и сектантства, о.Даниил поносил своих родичей по вере потому, что, слыша уранический голос с Неба, он не слышал в себе «голоса крови» православного человека – голоса, так требовательно звучащего в сердце у людей, чья родословная уходит корнями в «древлее православие». Ведь он родился в семье художников, которые крестились уже после его рождения, был  правнуком татарского муллы  и «есть мнение, что род его восходит от Мухаммеда» (см. Ю. Сысоева).  

                                                * * * * * * * *

В таком же ключе, как «Мифы» о.Даниила, написано пространное исследование истории раскола под авторством «Наталии Михайловны Михайловой», и некоторые участники дискуссий на форумах указывают ее  сочинения как источник, к которому прибегал и Д.Сысоев и другие его единомышленники.  Вряд ли это так – просто сформировалась и существует укомплектованная подборка фактов, идеологем, авторитетных (и не очень) источников, из которой «обличители раскола» по мере надобности вытаскивают материал для своих аргументов и перетасовывают его в разных комбинациях.  В своих работах, посвященных старообрядчеству,   Н.Михайлова ловко и беззастенчиво манипулирует историческими фактами и безапелляционна в своих оценках настолько, что ее повествование временами напоминает болезненно-неприличные «антисовковые» обличения В.Новодворской.  «В кругах современных патриотов весьма распространено довольно странное мнение, будто бы «старообрядцы» защищали Святую Русь и были истинными патриотами, то есть любили свое земное Отечество, Россию», – так пишет «Н.Михайлова». А вот Патриарх Кирилл считает по-другому. В 2004 г. на Архиерейском Соборе он сказал: «Несмотря на все притеснения и гонения, старообрядцы в подавляющем большинстве с достоинством и верностью оставались патриотами своей страны».

Возможно, чувство любви к России вообще для Н.Михайловой – пустая абстракция, ибо в своем интернет-дневнике на сайте «Семейный архив» она источает романтические слезы умиления от «несбывшейся» мечты о путешествии в тот край, о котором, видимо, тоскует  генетическая память «Н.М. Михайловой»:

«Мой друг, ты не хочешь в Венецию?
 Поедем, – там  так хорошо…
Под звуки далекого терцио
В бокалах мерцает крюшон.
Нам будет казаться несбывшимся
Тот сказочный сон наяву,
И наше привычное нищенство
Ошибкой судьбы назову». 

Стенания по поводу русского «нищенства», горячее обсуждение наличия «колбас, рыбы и фруктов» (с.143, роман «Усадьба» Н.Михайловой)  очень характерны для интеллигентов «новой волны» периода демократизации России, но они никогда не звучали у старообрядцев, и слово «нищенство» не из их лексикона. Даже когда староверы, бывшие «кулаки» и казаки, лишенные всего – малой родины, дома, имущества, привычного уклада и близких людей – были вынуждены в тяжелейших условиях начинать «другую жизнь»,  они не сетовали на «нищенство», находя утешение в молитве, труде и смирении. А ссыльные казачки-старообрядки, ходившие с сумой по дворам в северных селениях в страшном 30-м, просили сухарь для детей не как нищенскую подачку, а как помощь Христа ради – и православные делились с ними последним… 

Олег Моленко - создатель и руководитель псевдоправославной секты "Церковь Иоанна Богослова" (Канада)

 «Архивист Ново-Иерусалимского монастыря  Наталия Михайлова» популярна не только у тех, кто рефлекторно ненавидит старообрядчество. Ее статья «Божией милостью Патриарх», славословящая   «затравленного Архипастыря», «невинного страдальца» Никона, размещена на сайте  «Истинно Православной Церкви Иоанна Богослова» – тоталитарной апокалиптической секты Олега Моленко (Урюпина), основанной в 2000 г. в Торонто (Канада).   «Стоящий в истине» О.Моленко, как и подобает «пророку», утверждал, что Бог сообщил ему о наступлении архиерейского служения Иоанна Богослова и начале последней всемирной проповеди Евангелия. Наверно, сочинение Н.Михайловой как нельзя лучше подходит этому пророку для подтверждения его эксклюзивности на фоне «тотальной апостасии»!

                                          * * * * * * *

Можно указать немало представителей официальной церкви, высказывавшихся отрицательно в адрес старообрядчества. Идеологические клише из антистарообрядческого «набора» мы слышим из уст священнослужителя, ответственного за просвещение и образование в системе  РПЦ, – протоиерея   Максима Козлова, ныне первого заместителя председателя Учебного комитета РПЦ, филолога и преподавателя, специалиста по западному христианству и сравнительному богословию, почерпнувшему свой духовный опыт в живом общении с православными США,  а в конце 90-х стажировавшегося в Институте Восточнохристианских исследований в университете г. Неймегена (Нидерланды). Несмотря на свои обширные познания, он, однако, искажает историю российских старообрядцев, повторяя избитые до банальности обвинения. На обращенный к нему вопрос: «Знакомы ли Вы с историей, если не считаете старообрядцев православными?» на сайте «Татьянин день» он отвечает так: «Старообрядчество по природе своей есть раскол, то есть отпадение от единства православной веры сначала тоже единого, а потом до бесконечности раздробленного сообщества, не признающего историческую Церковь такой, какой она существует, в результате чего утерявшего и собственное именование Церкви. В этом смысле дальше можно лишь рассуждать о степенях этого отпадения.<…> Преследования же раскольников происходили не столько за высказываемые ими взгляды, сколько за открытое, иной раз до вооруженного, противодействие существующей власти <…> [Позднее] государство лишь ограждало своих подданных от тех случаев, когда среди православных велась активная старообрядческая пропаганда. Ведь по законам Российской империи совращение из Православия было государственно наказуемым преступлением <…> [Эта норма] во многом охраняла стабильность существования нашего Отечества на протяжении более чем двух с половиной веков». 

После Освященного Собора РПСЦ в октябре 2007 ряд священников РПЦ дали интервью Федеральному информагентству «Новости Федерации» (Regions.ru) по поводу своего отношения к старообрядчеству и перспектив взаимодействия официальной церкви и старообрядчества. Процитируем мнения некоторых из них:

Прот. Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, историк-искусствовед: «Раскол - это несчастье… Мы настолько привыкли к отрицательному отношению к себе со стороны старообрядцев, что оно уже стало неактуальным. Но ни о каком сближении старообрядцы и думать не хотят. Оно им просто не нужно. Зациклившись на себе и своем мире, они ушли из истории, выпали из жизни. И это самоустранение не вызывает ни сочувствия, ни уважения».  

Свщ. Димитрий Арзуманов, настоятель храма св. првд. Иоанна Кронштадтского в Жулебине: «Конечно, по сравнению со старообрядцами мы многое утратили в плане благочестия и строгого соблюдения правил. Но они отпали от церковной полноты. И в этом их главная беда. К тому же их очень мало, но при этом - масса внутренних разделений. Поэтому их, скорее, нужно пожалеть. К ним нужно отнестись по-братски, с надеждой на то, что они все-таки прозреют и вернутся. И если со стороны митрополита Корнилия обнаруживаются какие-то симпатии, значит можно на что-то надеяться».

Директор Традиционной гимназии, к.ист.н., свщ. Андрей Постернак: «Отношение Церкви к старообрядцам давно канонически сформулировано. Раскол до сих пор, к сожалению, не преодолен, и канонического общения с ними быть не может. Но отношение к ним должно быть уважительное. У нас общие корни, общие святые. Старообрядцы сохранили древние иконописные и певческие традиции, и многие православные им за это благодарны. В чем-то мы могли бы сотрудничать...»  http://regions.ru/news/2104992/

Как видим, несмотря на негативную компоненту в отношении к старообрядчеству со стороны некоторых представителей РПЦ, все-таки слышится надежда на сближение.

«Новины»: христианский рок

А вот что тогда сказал игумен Сергий (Рыбко), настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище: «Я, как и вся наша Церковь, считаю всех старообрядцев раскольниками. Я имел достаточно длительные контакты с представителями разных течений старообрядчества и могу сказать, что у них действительно духовность иная, нежели в нашей Церкви. Это нездоровая духовность. Сколько раз мы протягивали им руку, предлагали начать диалог, но все это всегда отвергалось. Выше всего они ставят свои амбиции, забывая, что истина в любви».  Позднее, в «книге бесед» «Духовная жизнь начинается с покаяния» (2012 г.) (уж не в подражание ли «Книге бесед» Аввакума?) (См. «Библиотека «Золотой корабль») в разделе «О еретиках и общении с ними» он пишет с уверенностью человека, которому сомнения неведомы: «Старообрядцы, несомненно, раскольники, никакого литургического общения с ними быть не может, и все каноны, касающиеся раскольников, относятся и к старообрядцам, поскольку они вероотступники, ибо изменили веру, переданную Отцами. Они кичатся своей верой, называя ее истинной, на самом же деле она есть новшество XVII века. Если обратиться к истории, увидим, что почти все серьезные антигосударственные выступления XVII—XVIII вв. возглавлялись и финансировались старообрядцами. Таковыми были бунт стрельцов, бунты Болотникова, Разина, Пугачева. Затем на историческую сцену России выступили масоны, а после них марксисты. Но и тогда старообрядцы принимали активное участие в выступлениях, в частности, крупный русский фабрикант, старообрядец Савва Морозов финансировал революцию… Везде, где только можно было выступить против Российской Империи, мы видим старообрядцев». http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2250   

Слова о.Сергия относительно «нездоровой духовности» и «вероотступничества» юридически можно расценить как наносящие оскорбление верующему человеку. Но специфика личности игумена в том, что он склонен к эпатажу, и возможно, оскорбляя старообрядцев, он стремится всего лишь произвести эффект. Преданный идее «активной миссии» и «возврата к настоящей Церкви», о. Сергий, как обычно ничтоже сумняшеся, говорит, что именно теперь, «когда к людям приходит священник и рушит стереотипы, начинается полная переоценка жизни… Ведь долгие десятилетия из Церкви выхолащивалась инициатива».  Как же расценивать нападки этого «инициативного» обличителя? Ведь и про РПЦ он говорит, что «церковь всякими инсинуациями покрывается, и мы это заслужили, т.к. оказались неготовыми к переменам». ( http://ru-news.ru/art_desc.php?aid=8039 )

о.Сергий (Рыбко) на фестивале «Рок над Волгой»

  Бывший хиппи и ныне «православный рокер» Юрий Иосифович Рыбко (о. Сергий с 1990 г.) родился, как пишут, в атеистической семье и к православию «пришел» «при совке» (выражение Ю.Рыбко) через идеологию эклектичного антихристианского движения нью-эйдж (философия хиппи – составная часть ньюэйджерской идеологии). Задержавшийся в своем подростковом пристрастии к рок-музыке, видимо, заменившем ему базовое образование, он смело выносит исторические оценки старообрядцам, хотя и не обладает для этого достаточной базой, ведь про себя он говорит: «Я не учился и никогда об этом не жалел. Мало того, я считаю, что свою индивидуальность, умение мыслить индивидуально, а не так, как положено, я сохранил именно благодаря тому, что нигде не учился». Среди друзей о.Сергия – известные деятели культуры российской «эпохи перемен»: Борис Гребенщиков, Михаил Рябов (директор группы «Алиса»), Максим Ландэ (директор группы «Аквариум»), а также музыканты групп «Мордор». Среди других уважаемых о. Сергием рок-групп - «Белый шаман», «Если», «Глас пророка», «Оргия праведников» и др.

Найдут ли старообрядцы возможным для себя разделить способ служения о.Сергия и «начать диалог» в таком парарелигиозном измерении?  Вряд ли. Все-таки сложно представить старообрядческого священника или наставника на сцене среди рок-музыкантов, хотя современный теолог А.Кураев считает, что время снимает  некоторые старые канонические запреты (в частности, запрет на то, чтобы священник был актером). Феномен совмещения  церковного служения с исполнительской деятельностью пришел в начале этого тысячелетия из-за границы. Там играет на гитаре и пишет музыку в стиле хард-рок глава ордена монахов-бенедиктинцев Ноткер Вольф. А бывший миссионер из Кот-д'Ивуара, 67-летний монах-капуцин  Чезаре Боницци  в 1990 г. собрал группу Fratello Metallo, аккомпанирующую ему. Тексты, которые он  пишет, представляют собой рифмованные проповеди (не характерные для христианства. Известно, что рифмованные стихи-параллелизмы применялись в древнееврейском богослужении начиная с пророков для большего эмоционального воздействия, а впоследствии у хлыстов, где рифма и ритм подменяли смысл). Рок в качестве духовной музыки используется в богослужениях в Австралии, «металлические» мессы проводит Евангельско-лютеранская церковь Финляндии.  В Русской Православной Церкви тоже появились рок-исполнители: настоятель храма Симеона и Анны в Петербурге о. Олег Скобля и иеродиакон Рафаил (Романов), который создал первую «православную музыкальную дружину» «Сыновья России» (на снимках).

Межрегиональный  открытый    молодежный  фестиваль «Свободная сцена» (г. Рязань, июнь2012 г.)

  На этом снимке О. Сергий (слева) изображен со своим соратником по борьбе – «в 70-е годы активным участником московской хиппсистемы», а ныне  – координатором Союза Православных Братств (СПБ РПЦ, осн. в 1990 г.), Юрием Агещевым (справа). Ю. Агещев также любит шоу и когда-то «прогуливал занятия» ради театра.

 

 

 

 

 

 

<<<Фестиваль настоящей музыки "Живые" – ВЕСНА’2013

Ю.Агещев, как и С.Рыбко, тоже обращается к образу Саввы Морозова, но по-иному: он  гордится своим знакомством на Кипре с дочерью Савы Тимофеевича, – «убежденнейшей русской националисткой» «настоящего русского духа», которая ему лично «привила много полезного» и «фору даст всем». Расходятся в оценках старообрядческой династии эти близкие соратники. Повторяя избитый тезис о том, как старообрядцы в лице С.Морозова «финансировали революцию», или восхищаясь морозовской жизнестойкостью, эти миссионеры не рассказывают о том, что деньги из кошелька С.Морозова попадали к большевикам-ленинцам от его близких друзей, которых он щедро одаривал, – актрисы Марии Андреевой, писателя Максима Горького. Огромная сумма в  100 тысяч рублей, завещанная Андреевой по страховке  (на случай смерти), была передана Ленину после того, как Морозов был найден мертвым в гостинице в Каннах. Но все эти «детали» остаются «за кадром» мифа о ключевой роли  старообрядцев в организации антигосударственных революций.

           К вопросу о национализме

 Кординатор Союза православных братств Ю.Агещев называет себя «убежденным националистом порядка 30 лет» и носит скандально известную футболку с надписью «Православие или смерть», прошедшую не одну лингвистическую экспертизу на предмет наличия признаков экстремизма.

<<< Агещев, Рыбко и Иэн Гиллан (в середине) (солист Deep Purple и Black Sabbath)

Следует, однако, заметить, что не всегда подчеркивание своей «националистической» ориентации можно расценить как патриотизм, т.к. целый ряд тоталитарных сект также используют мотив националистической исключительности, приобретающий зачастую экстремистский вектор (богородичники, Виссарион, неоязычники и др.). Мимикрия вообще – свойство   сект, как, например, хлысты в 19 в.- начале 20 в. с целью конспирации вели себя как самые рьяные сторонники православия и были самыми дисциплинированными прихожанами  православных церквей.

В сентябре 2006 г. после терактов на Черкизовском рынке Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви осудил проявления национализма и экстремизма, насилие на религиозной и национальной почве, категорически осудил его – «и  как принцип отношений между людьми, и его конкретные проявления». В «Обращении» Собора написано: «В настоящее время русский народ подошел в своем историческом бытии к опасной черте, оказался в глубоком кризисе. Прежде всего, он поразил наше самосознание, складывавшееся веками... Некогда мощный, великодушный, миролюбивый народ стремительно теряет духовную и материальную силу, нравственный авторитет и чувство собственного достоинства. …Только сам русский народ способен реально исправить сегодняшнюю печальную ситуацию. Это произойдет лишь тогда, когда мы сможем остановить собственную деградацию и оказать сопротивление злу, разрушающему нас извне и изнутри. Каким же должно быть это противодействие?...

Наше сопротивление распаду русского традиционного уклада жизни началось еще со времен церковного раскола XVII столетия. Много бед претерпели хранители древней веры с тех пор, причем в первую очередь – от своих же единокровных братьев. Но это не озлобило их, не заставило забыть евангельские заповеди любви и вернуться к ветхозаветному принципу «око за око и зуб за зуб». Они не развязывали гражданских войн и массовых беспорядков, а смиренно молились Богу за Россию, за весь ее народ, боролись за Истину, не прибегая к насилию.

Сегодня, вслед за ними, мы вновь говорим, что необходимо противиться злу, но также ненасильственно: «Наша брань не к крови и плоти, но к началам и ко властям, к миродержителям тьмы века сего, к духам злобы поднебесным»…(Св. ап. Павел). Разумеется, при этом мы искренне уповаем, что государственная власть обеспечит правопорядок в стране. «Не напрасно начальники носят меч», - пишет тот же святой ученик Христов».

         Панк-рок-творчество

Возможно, о.Сергию (Рыбко) кажется, что обличение старообрядчества будет способствовать завоеванию симпатии молодежи – ведь именно она является «целевой аудиторией» миссионера. Но завоевание народной любви – дело сложное! Неужели о. Сергий действительно думает, что его любительские пассажи на потеху публике (как-то:  игра на барабане во время рок-концерта или исполнение на колоколах песни группы Led Zeppelin для «мистического» канала РенТВ будут способствовать проникновению Христовых истин в души рокеров и панков – отнюдь не наивных «овец»? Может, прежде чем унижать старообрядцев,  стоило бы почитать «комменты» на свой счет  (например, в блогах «ЖЖ»), которыми обменивается та самая молодежь, расположения которой  ищет о. Сергий?

lodygin_kirill вот что я хочу понять давно. каким образом зарождаются эти спикеры от рпц? ну вот с кураевым все понятно. учился, книжки читал, книжки писал, лекциии надиктовывал <…> или вот этот? хоп! и все сми вдруг побежали за комментариями к этим. почему? ну, кто-то, вероятно, держит их за клоунов и в этом качестве в свое пространство запускает, для скандальности, но для большинства-то это авторитеты. или я ошибаюсь? задним числом уже понятно, почему у сми был популярен сысоев. но эти-то. ни к одному из них человек с пистолетом не придет – побрезгует <…>

lvx а откуда взялся Агещев?   что это вообще за тип?

golishev из преисподни вестимо!

lvx У него есть образование? Профессия? Какой-то антропологический трэш [ужас-ред.] преисподня поставляет, не?

golishev типа да <…>

Opossum …священник (о.Сергий – ред.) ссылается как на авторитетов на лидеров групп "Белый шаман" и "Мордор", а заодно исполняет на куполах песню коллектива, находившегося под сильным влиянием Алистера Кроули (сатаниста- ред.).

Мне кажется, Отделу собственной безопасности или как он там называется в МП следовало бы насторожиться

Ю.Рыбко, снискавший имидж  «профи» по неформалам,  апеллирует к авторитету рок-групп «Мордор», «Белый шаман», «Если», «Алиса», которые либо неизвестны любителям рока, либо непопулярны у них.

Игумен Сергий (Рыбко) и Юрий Агещев с группой «Мордор» (фестиваль «Рок над Волгой, 2012 г.). http://ru-news.ru/art_desc.php?aid=8039 

Удары сердца твердят мне, что я не убит
Сквозь обожженные веки я вижу рассвет
Я открываю глаза - надо мною стоит
Великий Ужас, которому имени нет
Они пришли как лавина, как черный поток
Они нас просто смели и втоптали нас в грязь
Все наши стяги и вымпелы вбиты в песок
Они разрушили все, они убили всех нас...
(«Оргия праведников»)

Что же может привлечь игумена Сергия в песнях группы «Алиса», к примеру?

 

 

 

Юрий Агещев, Константин Кинчев (рук. «Алисы») и Игумен Сергий Рыбко на "Нашествии 2008".  

Я – искра в пляске огня.
Я – отражение глаз.
Блеф силы этого дня
Мной был просчитан на раз.
Новой власти нужен порох,
Старой власти нужен ток.
Властью верховодит Молох,
Кровью пополняя исток
Реки с названием «Грязь».

 А могут ли зажечь сердца огнем любви и истины такие слова:

Когда тебе вдруг станет ясно, что без дозы не возможен контакт,
Когда твои друзья один за другим встанут под криминал,
Когда твою муть растворит кислота, а сущность съедят грибы,
Тогда поймёшь, что ты успел в самый раз - умереть молодым

(«Алиса». «Умереть молодым»).

Впрочем, возможно, под влиянием миссионерской проповеди о.Сергия у группы «Алиса» появились и тексты нового содержания:

«Мы православные»:

Видеть козни врага,
Да по вере прощать.
Посягательства чад
Волей одолевать,Да гнушаться всех тех, кто порочит Отца,
Да по силе терпеть. Мы Православные!


Гнать кручину-печаль,
Да с похмелья болеть,
Нараспашку идти,
Да в молитве радеть (!!! – ред.),
Да собором судить, кому тяжло держать
Во славу нашей земли!

Наверно, о.Сергий не вполне представляет последние тренды неформальной молодежной субкультуры. «Православная» тематика в интерпретации группы «Алиса», у которой довольно низкий рейтинг среди нового поколения музыкантов, не содержит героического импульса и не входит в резонанс с психокодом молодости. «Конъюнктурщина» и неискренность – вот главные изъяны, которые приписывают этим уже немолодым исполнителям. Среди молодежи актуален фольк-хард-рок, в котором лейтмотивом является героико-патриотический эпос:

 «Так поднимем же стяги ратные
 Против беса черного меч направим свой
 Воспылай, небесное пламя,
 Врагов лица ты нам открой» («Небесное пламя»)

«Нальем же кубки наши полны,
Отпразднуем победу удалую
В жестокой сече дня минувшего,
В смертельной битве за Родную Землю –   
Отгоним прочь печаль тугую.
Попомним родичей, что пали нынче
 И в поле брани свой нашли приют…»

(«За день грядущий».  «Радигост», из потомков казаков-старообрядцев).

Хоть о. Сергий Рыбко утверждает, что Иисус Христос – «первый хиппи», эта кощунственная идеологема не стала популярной у неформалов. Есть надежда, что молодые люди с гитарами будут  славить вечные, «непродажные» ценности и что они самостоятельно способны определить, на чем зиждется истина, а где – «отступничество», и какова роль преемственности и генетической памяти в цепи деяний:

Сколько уже можно на себя плевать
Нефтью, оружием и газом торговать
Предавать идеи честности и правды
Создавать для совести огромные преграды?
Где наши идеи? Космос и кино?
Духовность в своем теле
? Все продают давно.
Россия скоро будет духовным центром мира
А сейчас этап чумового пира <…>
Душа сама выбирает тело, в котором она будет жить
Она точно знает, что будет делать и как в этом мире прожить
Помнит, что было с ней в прошлые жизни и знает, как будет потом
Она едина с полем всех мыслей, с астрально-эфирным дождём <…>  
Внутренний голос и твоя совесть, вот где бывает она
Оберегает тебя от несчастья и учит порою слегка…»
 «Я так люблю, я люблю свою страну!
Хоть нету сил, но я скажу: Я так люблю, я люблю
Свою страну, хоть нету сил, но я стою» (панк-группа «Пурген»)   

Вообще, во взаимодействии с панк-рок-сообществом нужна осмотрительность, т.к. их характерный стиль изначально предполагает определенную асоциальность. Не все панки любезны, иные грубы и злы в выражениях:

«…И маской прикрываясь чтоб хорошим быть
Ты людям улыбаешься хотя ты полный шиз
Говоришь ты хиппи ну а в душе фашист
Ты за равноправие за мир на всей земле
Но часто хочешь чтоб умерли здесь все…»

Раздвоение», панк-группа «Пурген»)

                                                * * * * * * *

Возможно, в субкультуре российского рока многое могло бы сложиться по-другому, если бы 6 октября 1991 года не был убит выстрелом из пистолета Игорь Тальков. Игорь был продолжателем казачьей династии, т.к. его дед по отцу Максим Максимович был потомственным казаком и военным инженером; была казачкой и бабушка по матери. Игорь Тальков был настоящим православным лидером, который мог повести за собой молодежь. Он действительно зажигал сердца своими песнями, наполненными болью о судьбе России и верой в ее будущее.
Я завтра снова в бой сорвусь,
Но точно знаю, что вернусь,
Пусть даже через сто веков
В страну не дураков, а - гениев.

И, поверженный в бою,
Я воскресну - и спою

На первом дне рождения страны,

Вернувшейся с войны...

                                                  * * * * * * *

В православной среде отношение к деятельности игумена Сергия Рыбко и  Ю.Агещева неоднозначно, и позиция по вопросу «христианского рока» раскалывает православное сообщество. Те, кто нелицеприятно высказывается в адрес старообрядчества, порицают также и этих представителей РПЦ, и ничего хорошего из всего этого не выходит.  Вот цитата из «открытого письма» Ю.Агещева протоиерею М.Козлову  «с критикой позиции» последнего: «Да и как можно (Вам) восхищаться статьей некоего товарища Седых, против миссии…, да и ко всему написанной - примитивно и тенденциозно, вставая, по сути в купе с ним в очернители - достойных пастырей - миссионеров, таких как отец Сергий Рыбко!.. Его добрые дела видны и всем, а какой интересно прок, от "писаний" - "оппонентов" наших миссионеров...из уст которых, лишь льется злость, пустословие и "православие" - лжесмиренных и пакимолчащих "молитвенников", на поверку оказывающихся просто болтунами, возомнившими себя "учителями" - "всех и вся"! <…>  Более не чем заметным и полезным, увы, сей сервер не славится. Как и "труды" Ваших соратников, избравших своим "деланием" - "критику", вместо реальных дел во благо Св.Православия и несения Христовой Истины - нашей молодежи, которая как никто иной, отличает правду от лжи и сама разберется в своем пути, расставив все точки над "i" и отнюдь не при помощи - пустопорожнего "сонма" фарисействующих антимиссионеров, которым в пору идти на лигбез, изучать музкультуру, не говоря уже о том, что не лишне оным жить не по мертво - выдуманным "схемам", а по живому и действенному - Слову Божию, не мешая Его нести - людям!»

Очевидно, главным эффектом постмодернистского подхода к утверждению православия среди неофитов оказывается порождение розни не только между старообрядцами и новообрядцами, но и разжигание идейного несогласия  внутри РПЦ, привнесение элемента дискредитации Русской Православной Церкви. Деятельность Ю.Рыбко и Ю. Агещева  под знаменем «борьбы за истинную веру»   провоцирует появление статей под заголовками: «”Мордор к нам приходит”. Весеннее обострение у православных мракобесов» или «Православному братству не удалось разрушить «Ведьмино счастье»» (о письме Агещева С.Собянину и президенту РФ с требованием закрыть магазин   эзотерических сувениров «Ведьмино счастье», который якобы угрожает православию). «Ничто не наносит столько вреда православию, как деятельность этих "православных активистов", не имеющих к вере никакого отношения», - вот такое «экстремистское» мнение у «блогеров».

Жаль только, что в сознании многих молодых людей православие будет ассоциироваться не с мужеством соловецких «сидельцев», защищавших веру отцов от унижения, не с героизмом донских казаков – в массе старообрядцев – в Турецкой войне, а с устрашающими футболками и барабанным треском, производимым стареющими хиппи.     

                                      * * * * * * *

Многие из тех, кто ныне причисляет себя к старообрядчеству, знают историю своих предков, сражавшихся и отдавших жизнь в Русско-турецкой, Первой мировой, Гражданской  и Великой Отечественной войнах. Читая о том, что кому-то патриотизм кажется «странным» чувством, от возмущения содрогнется каждый, кто помнит рассказы о расстрелянных и замученных, погибших в сражениях, без вести пропавших и погубленных в концлагерях своих предках-старообрядцах –   

---------------------ВЕЧНАЯ ИМ ПАМЯТЬ ! --------------------

Описание: F:\OLGA\Староверие\СТАТЬИ\Статья о христианстве\Андрон-Ларичев-(Бабунин-отец).jpg                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К гл. 2

Материалы:

Г.Максимов http://www.pravoslavie.ru/put/57536.htm

Д.Сысоев http://pitanov.livejournal.com/570849.html

Ю.Сысоева http://www.pravmir.ru/matushka-yuliya-sysoeva-ob-otce-daniile-schaste-chudesax-i-muchenichestve/

Н.Михайлова http://www.domarchive.ru/docs/stihi_n_m.pdf

                    http://www.domarchive.ru/docs/usadba_small.pdf

О.Моленко http://www.omolenko.com/istoria/patriarh-nikon.htm.

М.Козлов http://www.taday.ru/vopros/20357/217399.html

Мнения http://regions.ru/news/2104992/

«Золотой корабль» http://www.golden-ship.ru/load/s/sergij_rybko/dukhovnzhiznnsp/429-1-0-1530

А.Кураев http://www.hram-petraipavla.ru/cntnt/interesnoe/o_andrej_k2.html.

Православный рок  http://www.zemstii.ru/postav.html

Ю.Агещев http://rupolitika.ru/rusvopros/yu-ageshhev-rech-na-sezde-natsionalistov-2012-god-video

О Сергий (Рыбко) http://www.pravmir.ru/igumen-sergij-rybko-cerkov-sta/  

«Коменты» о Ю.Рыбко .  http://golishev.livejournal.com/2136426.html

«Оргия праведников» http://ru-news.ru/art_desc.php?aid=6717

«Алиса» http://ru-news.ru/art_desc.php?aid=3460

Ю.Агещев. Письмо М.Козлову  http://ru-news.ru/art_desc.php?aid=3278   

Блогеры  https://www.facebook.com/varlamov/posts/514173131970767

 
О сайтеФотогалереяКонтактыПубликацииЭкономикаСовременностьИсторияКультура Мировоззрение В начало